Если виновник дтп без страховки

Содержание

Я виновник дтп, у меня нет осаго (страховки) – что делать

Если виновник дтп без страховки

Механизм страхования ОСАГО является таким, что виновный в аварии и не застраховавший автогражданскую ответственность водитель сталкивается с тяжелыми финансовыми последствиями.

По условиям страхования ОСАГО по полису виновного в аварии водителя выплачивается компенсация пострадавшему автовладельцу. Он не может использовать свой полис, чтобы возместить ущерб для своего же авто.

Если виновник ездил без страховки, ему придется оплачивать убытки, которые он причинил, самостоятельно. В такой ситуации важно действовать правильно, чтобы спор разрешился справедливо для всех сторон.

Действия виновника ДТП без ОСАГО сразу после аварии

Не нужно пытаться скрыться с места ДТП. Если позже водителя разыщут, он не только выплатит компенсацию и штраф, но и будет лишен водительского удостоверения. Вместо этого нужно вызвать инспектора ГИБДД, проверить, что в протокол внесены верные данные об обстоятельствах аварии, оставить свои контакты инспектору и пострадавшему автовладельцу.

Дальнейшие действия зависят от обстоятельств аварии и поведения второго водителя. Возможны следующие варианты.

Компенсация на месте. Обычно при незначительных повреждениях участники аварии договариваются о компенсации самостоятельно, не привлекая для этого страховщиков, независимых экспертов или суд. В этом случае виновнику нужно получить от пострадавшей стороны расписку в том, что сумма ущерба полностью выплачена, а сам он не имеет финансовых и иных претензий.

Компенсация по КАСКО. Если помимо ОСАГО у второго водителя был оформлен полис КАСКО, он может компенсировать затраты на ремонт с его помощью. Для виновника ДТП это — не самый желательный вариант, так как позже страховая компания подаст в суд регрессный иск.

Нередко суммы таких исков оказываются завышенными, и ответчикам приходится оспаривать их в суде. Для защиты своих интересов в этом случае важно сохранить документы об аварии и контактные данные второго водителя. Также желательно провести оценку ущерба, причиненного другому автомобилю.

Это поможет установить объективный размер убытка, не допустить его завышения страховой компанией.

Обращение в суд. Наиболее распространенная ситуация при значительных повреждениях авто. Пострадавший водитель в этом случае заказывает оценку ущерба, после чего подает иск, основываясь на данных отчета.

Виновник ДТП без страховки становится ответчиком. Он вправе оспаривать претензии истца, снижая сумму иска. Такие судебные дела рассматриваются в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.

Закон «Об ОСАГО» в этих случаях не применяется, а страховая компания потерпевшего не принимает участия в деле.

Защита интересов виновника ДТП без ОСАГО в суде

Судебная практика по таким делам складывается не в пользу виновных в авариях водителей. Вместе с тем, они имеют равные с потерпевшими права в части соблюдения их финансовых интересов. Защита юристами компании “Инвест Консалтинг” в подобных случаях строится так, чтобы прийти к справедливому для всех сторон разрешению конфликта.

Итак, если у вас возникает вопрос: “Я виновник ДТП, у меня нет ОСАГО, что делать?”, необходимо предпринять следующее:

  • организовать независимую оценку ущерба с целью проверки обоснованности финансовых претензий истца;
  • проверить обоснованность дополнительных расходов, возникших в результате ДТП (эвакуация авто, его хранение на платной стоянке и пр.);
  • проконтролировать соблюдение процессуальных норм.

Начиная с 2015 года суды при рассмотрении таких исков руководствовались обзором судебной практики, предписывающим при расчете компенсации использовать Единую методику ЦБ РФ.

При этом учитывался износ деталей, для их стоимости вводились понижающие коэффициенты. В результате суммы выплат оказывались меньше реальных затрат на ремонт авто, что было выгодно виновникам ДТП и невыгодно потерпевшим.

В 2017-м году ситуация изменилась. Постановление Конституционного Суда РФ установило следующее:

  • при рассмотрении исков потерпевший имеет право на возмещение возникшего ущерба в полном объеме. Это значит, что сумма претензий может включать в себя все затраты, связанные с восстановительным ремонтом;
  • в случаях, когда при установке новых комплектующих при ремонте стоимость поврежденного в ДТП авто возрастает по сравнению с исходной, это не влияет на размер претензии, не уменьшает его;
  • согласно Гражданскому кодексу РФ обязанность компенсировать возникший убыток полностью ложится на того, кто виноват в его причинении.

Такой подход к рассмотрению исков в адрес виновников ДТП может спровоцировать появление завышенных претензий. Чтобы защититься от них, ответчику необходимо тщательно проверять оформленные инспектором ГИБДД на месте происшествия документы, подписывая их только в том случае, если все изложенное в них верно. Также важно провести собственную оценку ущерба.

Для этого можно заказать независимую экспертизу автомобиля истца либо экспертный анализ предоставленного им отчета об оценке в компании “Инвест Консалтинг”. Важно, чтобы при судебных слушаниях интересы ответчика защищал грамотный автоюрист. Все это поможет снизить сумму иска, добиться решения, которое будет устраивать и потерпевшего, и виновного водителя.

Компания «Инвест Консалтинг» предлагает доступные цены на услуги независимой экспертизы и юридической поддержки для виновников ДТП. Проконсультируйтесь у наших экспертов, чтобы получить больше информации, оценить перспективы по вашему делу.

Источник: https://www.inconsalt.ru/services/uridicheskoe_soprovogdenie/zashita-vinovnika/vinovnik-dtp-bez-osago/

Виновник ДТП без страховки – что делать: без ОСАГО потерпевший, если не виноват, кто возместит ущерб

Если виновник дтп без страховки

В связи с увеличением стоимости страхового полиса некоторые автолюбители стали отказываться от его приобретения. Для многих граждан стало дешевле заплатить штраф в размере 800 руб., чем оформлять ОСАГО. Но в связи с постоянным ростом числа автомобилей на дорогах стало увеличиваться и число аварийных ситуаций. При совершении ДТП без страховки автолюбителя ждут серьезные санкции.

Зачем нужна страховка водителю

Согласно ст. 4 ч. 2 ФЗ РФ № 40 управление транспортным средством без страховки ОСАГО запрещено.

Главное ее назначение состоит в том, что при возникновении аварийной ситуации страховщик виновника ДТП перечисляет определенную сумму денежных средств на ремонт пострадавшего авто.

В случае, если один из участников ДТП без ОСАГО, то восстанавливать собственную машину придется самостоятельно. Если же виновник аварии оказался без полиса ОСАГО, то возмещать урон пострадавшему автолюбителю придется из собственного кармана.

В качестве дополнительных расходов участнику ДТП без ОСАГО придется оплатить в бюджет страны штраф в размере 800 руб.. Кроме того, пострадавший участник может затребовать через суд компенсацию морального вреда.

Первое, что грозит виновнику ДТП без страховки — это привлечение его к административной ответственности путем наложения штрафа.

Так как ситуацию на дороге предсказать невозможно, автолюбителям нужно соблюдать требования законодательства в части приобретения страховки ОСАГО.

Это позволит не только избежать штрафных санкций, но и избавит автолюбителя от финансовых потерь и судебных разбирательств в случае автопроисшествия. Кроме того, страховая организация компенсирует значительную часть финансовых затрат при ДТП.

Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО

Если виновный участник без страховки попал в ДТП, необходимо действовать следующим образом:

  1. Сохранять самообладание. Излишние эмоции только усугубят и без того сложную ситуацию.
  2. В момент возникновения происшествия остановить машину, продолжать движение запрещается. Затем включить аварийные сигналы и покинуть автомобиль для установки аварийного знака.
  3. Определить, имеются ли пострадавшие в результате ДТП граждане. Если они есть, то нужно без промедления позвонить в скорую.
  4. Теперь можно вызывать работников ГИБДД. До того, как они приедут, надо зафиксировать положение машины при аварии и сделать фото- либо видеосъемку ДТП (номерные знаки авто, их повреждение и так далее).
  5. При отсутствии полиса ОСАГО ключевыми окажутся показания свидетелей в суде. Стоит их найти и взять данные для контакта. Задерживаться на месте ДТП долго никто из свидетелей не будет, поэтому следует как можно быстрее опросить их.
  6. В случае, если урон от ДТП незначителен, то о возмещении можно договориться на месте. При отсутствии решения, устраивающего обе стороны, нужно ждать работников ГИБДД.

Как решить вопрос на месте

При отсутствии граждан, пострадавших в результате ДТП, и отсутствии страховки необходимо:

  • зафиксировать на фото- или видеокамере место аварии и транспорт, участвующий в ней;
  • внести необходимые данные в извещение;
  • добраться до ближнего поста ГИБДД и оформить ДТП.

Иногда виновная сторона предлагает выплатить необходимое возмещение на месте. В основном, расчеты на месте проводятся при незначительном уроне от ДТП и отсутствии страховки ОСАГО. Если же нужного количества денег не оказалось, то можно написать расписку. Она будет гарантировать пострадавшему выплату оставшейся суммы денег.

Если участник дорожного движения попал в ДТП, при этом у виновника нет страховки, то решение вопроса на месте является более предпочтительным:

  • участники аварии могут сэкономить время;
  • не придется решать проблемы с ГИБДД;
  • виновник ДТП избежит штрафных санкций за отсутствие страховки ОСАГО.

Если хотя бы у одного из водителей нет ОСАГО, то ДТП не может быть оформлено самостоятельно.

При оформлении расписки стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • в документе должны содержаться сведения о ФИО граждан, попавших в аварию, их адреса;
  • описываются обстоятельства ДТП;
  • урон, причиненный автомобилю;
  • основания, ставшие поводом для выплаты компенсации;
  • данные о машинах (марка, модель, госномер, реквизиты техпаспорта, VIN-код и прочее);
  • обозначается сумма задолженности и период ее выплаты;
  • завершается расписка датой составления и подписью участников.

Написание текста расписки следует доверить виновнику ДТП.

Досудебное взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

Если виновник происшествия без страховки ОСАГО не принимает условия другого участника, то рекомендуется вызвать работников ГИБДД. При этом отсутствие у виновника аварии страховки должно быть зафиксировано прибывшим инспектором документально. Также должны быть указаны ФИО, адресные и контактные данные организатора ДТП.

На следующем этапе пострадавшему участнику надо собрать пакет документации для формирования досудебной претензии. В него входят:

  1. Заключение независимого эксперта. За него придется заплатить сумму от 2 до 7 тыс. руб.. Но обойтись без этого документа нельзя, так как в нем будет содержаться информация обо всех повреждениях транспорта и расчет суммы для возмещения.
  2. Если в результате ДТП авто сильно пострадало и не подлежит восстановлению, то необходим отчет об утилизации машины. Стоимость услуги составляет от 2 до 5 тыс. руб..

Оба документа должны быть оформлены в присутствии виновника ДТП. О проведении процедур виновника можно известить заказным уведомлением с отметкой о получении. Наличие его подписи будет свидетельствовать о том, что виновник оповещен.

На следующем этапе составляется досудебная претензия. Ее можно написать самостоятельно либо обратиться за помощью к юристам. За документ придется выложить сумму от 2 до 5 тыс. руб..

Для экономии денежных средств лучше лично составить претензию. В ней должна указываться следующая информация:

  • откуда и куда ехал потерпевший;
  • место ДТП;
  • картина аварии;
  • ссылки на законодательство, подтверждающие законность действий потерпевшего;
  • сумма урона, причиненного транспорту и пострадавшему.

При этом урон может включать не только сумму, указанную в свидетельстве о независимой экспертизе, но и другие затраты. К примеру, стоимость услуг эвакуатора, адвоката, экспертизы. Также нужно затребовать возмещение морального ущерба.

Чтобы претензия обрела юридическую значимость, ее стоит подкрепить следующей документацией:

  • справкой о ДТП (копия);
  • постановлением о совершении административного проступка (копия);
  • письмом, удостоверяющим приглашение инициатора ДТП на проведение осмотра авто (копия);
  • экспертное заключение о сумме возмещения;
  • документация на машину (копии);
  • чеки и квитанции, подтверждающие расходы пострадавшего.

В ситуации, когда виновник аварии застраховал свою ответственность, то возмещение причиненного ущерба ложится на страховую компанию.

Претензионное письмо высылается инициатору ДТП почтовым отправлением с уведомлением о получении. Зачастую виновники автопроисшествий идут навстречу после получения претензионного письма. Если же этого не произошло, то помимо суммы, обозначенной в письме, придется оплатить судебные издержки.

Подача судебного иска на виновника ДТП

Если после получения претензионного письма не последовало никакого ответа, то следует оформлять исковую претензию в суд. Иск подкрепляется документацией, собранной для досудебного решения спора. Автолюбитель может представлять свои интересы в суде лично либо прибегнуть к услугам автоадвокатов.

Если сумма иска не превышает 50 тыс. руб., то обращаться надо в мировой суд. При большей сумме урона исковое требование подается в районный (городской) суд по месту жительства инициатора.

Документы

Исковое требование будет принято к рассмотрению судом, если подкрепить его пакетом документации, приведенным выше. Кроме того, суду потребуется предъявить оригиналы следующих официальных бумаг:

  • экспертное заключение;
  • справка об аварии;
  • постановление о совершении административного проступка;
  • письменное приглашение инициатора ДТП на проведение экспертизы;
  • если интересы потерпевшего представляет юрист, то потребуется нотариально заверенная доверенность.

Также должны быть представлены:

  • чек об уплате государственного сбора;
  • письмо и документация по досудебному урегулированию;
  • копия исковой претензии для ответчика.

Составление искового заявления

При написании иска в суд, если у инициатора аварии нет страховки ОСАГО, необходимо руководствоваться нормами ст. 131 ГПК РФ. иска схоже с текстом претензионного письма. Но иск должен быть дополнен пунктом о том, что пострадавшей стороной предпринимались попытки досудебного урегулирования проблемы с гражданином без страховки ОСАГО.

Исковое требование может подаваться на протяжении 3-х лет с момента ДТП.

Помимо возмещения урона, пострадавший вправе требовать компенсации всех сопутствующих затрат и морального вреда.

Судебный процесс

Для скорейшего завершения разбирательств истец может ходатайствовать о наложении ареста на автомобиль инициатора ДТП без страховки. Причем выплата компенсации производится в любом случае, даже если у виновника отсутствует постоянное место трудовой деятельности. В пользу пострадавшего может перечисляться до половины заработка.

Если был причинен вред жизни и здоровью гражданина, то возможно удержание до 70% от заработной платы. При этом, помимо лечения в рамках полиса ОМС, пострадавшему может потребоваться дополнительное лечение, которое должен оплатить виновник.

Что делать, если у виновника ДТП страховой полис фальшивый или просрочен

Если период действия страховки ОСАГО у инициатора ДТП закончился, то пострадавшей стороне нужно следовать алгоритму, аналогичному случаю, когда у виновника отсутствует ОСАГО. Управление ТС с просроченной страховкой приравнивается к езде за рулем авто без полиса.

Если же есть основания полагать, что страховка инициатора аварии является поддельной, то необходимо обратиться в РСА для проведения экспертизы в отношении полиса ОСАГО.

Если подозрения автолюбителя подтвердятся и специалисты передадут заключение, подтверждающее поддельность страховки, то последствия для виновника будут серьезными.

Использование фальшивой страховки может обернуться для второго участника следующими мерами воздействия:

  • лишение удостоверения водителя;
  • значительные штрафные санкции;
  • открытие административного либо уголовного дела.

Встречаются ситуации, когда на один и тот же номер полиса ОСАГО зарегистрировано несколько ТС. В этом случае страховая организация должна возместить ущерб, причиненный авто пострадавшего.

Отсутствие страховки у виновника ДТП осложняет взыскание причиненного ущерба, так как возмещать ущерб должно физическое лицо.

Как быть, если виновник ДТП – не собственник автомобиля?

Если инициатором аварийной ситуации стал не хозяин автомобиля, то первым делом стоит выяснить, имеется ли у виновника автопроисшествия генеральная доверенность. Если таковая есть, то при наличии страховки ОСАГО у автособственника пострадавшей стороне будут перечислены суммы страхового возмещения. Для этого потребуется:

  1. Вызвать на место ДТП работников ГИБДД, которые составят схему и оформят необходимую документацию для всех участников аварии.
  2. Собрать необходимую для страховой организации документацию и подать ее на возмещение ущерба. На протяжении 20 дней страховщик обязан дать ответ.

Для компенсации ущерба нужно подготовить следующие бумаги:

  • полис страхования ОСАГО;
  • техпаспорт авто;
  • прошение на перечисление компенсации;
  • удостоверение водителя;
  • реквизиты банковского счета;
  • гражданский паспорт.

Если у хозяина авто страховка ОСАГО отсутствует, то выплачивать возмещение вреда будет он, либо виновник, спровоцировавший аварию.

Ситуация усложняется тем, что необходимая сумма денег может отсутствовать у виновника, если ущерб значительный.

Предъявлять претензии удобнее владельцу машины без страховки, так как пострадавший может ходатайствовать о наложении ареста на транспорт. Но если у виновника ДТП имеется генеральная доверенность, то возмещать причиненный урон будет тот, кто управлял транспортом. Привлечь к ответственности автособственника не получится.

А как быть, если потерпевший в дтп без страховки осаго

При возникновении аварийной ситуации траты несет страховщик ее инициатора. Если одним из участников ДПТ является гражданин без страховки ОСАГО, но он не повинен в происшествии, то компенсация ему полагается в полном объеме.

Потребуется подготовить необходимый пакет документации для страховой организации. Далее нужно передать его с заявлением о получении возмещения страховщику и ожидать решения.

Но за отсутствие страховки ОСАГО на участника ДТП будут наложены штрафные санкции в размере 800 руб..

Источник: https://avtojur.com/dtp/vyplaty/u-vinovnika-net-strahovki

У виновника дтп нет осаго: что делать потерпевшей стороне. урегулирование долга, суд, взыскание ущерба

Если виновник дтп без страховки

Система ОСАГО призвана не дать разорить водителя, который по случайности попал в ДТП и причинил какой-то ущерб. Но полис стоит денег, а в стране кризис – поэтому около трети водителей предпочитают полис не оформлять. А что делать, если такой водитель попадет в ДТП по своей вине? Мы разобрали разные варианты и поняли – для потерпевшей стороны в любом случае хорошего мало.

Обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности – точно не самое худшее, что есть в России.

За относительно небольшую сумму (в среднем 3-5 тысяч рублей) водитель получает гарантию того, что не лишится всего сразу, просто по неосторожности попав в аварию.

Конечно, ОСАГО покрывает только ущерб имуществу и здоровью в сумме до 400 и 500 тысяч рублей соответственно, но главное – даже попав в аварию исключительно по собственной вине, ответственность водителя будет застрахована.

Кроме того, ОСАГО – это самый зарегулированный со стороны государства вид страхования.

То есть, страховая компания не может отказать оформить полис, он не может быть дороже определенной цены, ущерб по нему рассчитывается и выплачивается по определенным правилам, и т.д.

По сути, даже название страховой компании не играет никакой роли – любой страховщик будет обязан компенсировать ущерб, который нанес застрахованный водитель имуществу или здоровью третьих лиц.

Однако полная защита интересов всех водителей может быть достигнута только в одном случае – когда полис ОСАГО есть у всех. Это как с коронавирусом и масками – носить ее нужно, чтобы защитить других от своей возможной инфекцией. Так и с ОСАГО, его покупают, чтобы в случае ДТП страховая оплатила ремонт тому, кто пострадает в аварии по вине другого водителя.

Поэтому нежелание покупать полис под предлогом «я не попадаю в аварии» – так себе оправдание.

Не всегда в аварии виноват непосредственно водитель, это может быть внезапная поломка автомобиля, дефект дороги или еще какая-то причина, но формально виновником с большой вероятностью признают водителя. И экономия в 5 тысяч рублей будет ему стоить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.

То есть, штраф от ГИБДД в размере 800 рублей – далеко не самое худшее последствие отсутствия полиса, худшим будет ДТП с участием дорогого автомобиля, или с пострадавшим, или просто с городским имуществом (вы когда-нибудь задумывались, сколько стоит светофор? От 30 тысяч рублей с опорой, а его контроллер – до миллиона рублей).

Правда, уже скоро в ГИБДД обещают начать штрафовать за отсутствие полиса с помощью автоматической фиксации нарушений ПДД. Схема будет примерно такая:

  • камера фиксирует номера всех автомобилей, которые видны на дорогах;
  • из списка номеров удаляются повторения (их будет много – одна и та же машина попадет на десятки камер);
  • по каждому номеру в РСА запрашиваются данные о наличии или отсутствии полиса ОСАГО;
  • если автомобиль с отсутствующим полисом появился на дороге с интервалом в 10 дней и более, на владельца накладывается штраф (первые 10 дней после покупки машины можно ездить без страховки).

Пока проблемы возникли на этапе проверки по базе РСА, но уже к осени в ГИБДД обещают полномасштабный запуск системы. Тогда число водителей без страховок, вероятно, будет в разы меньше.

Попал в ДТП, у виновника нет полиса

Итак, если водитель попадает в ДТП по вине другого водителя, и у этого другого водителя нет полиса ОСАГО или он по каким-то причинам недействительный, у потерпевшей стороны начинаются проблемы. Больше всего проблем будет, если у виновника страховки нет в принципе, а если она есть, но недействительна – проблем будет чуть меньше. Поэтому рассмотрим эти варианты по отдельности.

Если полиса нет вообще

Самая неприятная ситуация – попасть в аварию по вине другого водителя, у которого не оказывается страхового полиса. Это означает, что платить за ремонт будет точно не страховая компания.

Но еще до урегулирования финансовых вопросов на всех участников ДТП распространяются определенные требования, отмечает Анна Уткина из ГК «АвтоСпецЦентр». В частности, есть требования и к потерпевшему:

Если все формальности соблюдены, то нужно решать, как именно будет компенсирована сумма ущерба. Если бы у виновника был полис ОСАГО, все вопросы нужно было бы решать с его страховой компанией, но у нас ситуация иная. В этом случае варианты такие:

  • ущерб добровольно выплачивает виновник – для этого нужно сойтись на конкретной сумме ущерба, и согласиться с виновностью одной стороны и невиновностью другой;
  • виновник не признал себя виновником – скорее всего, его переубедит инспектор ГИБДД, который будет оформлять ДТП (или обоих водителей пригласят в отделение в группу разбора ДТП);
  • вина его признана, но виновник не хочет выплачивать ущерб добровольно – остается только суд и принудительное взыскание;
  • если у потерпевшего есть полис Каско – за ремонт заплатит его страховая компания (которая потом предъявит виновнику иск по правилу регресса).

Конечно, проще всего урегулировать ущерб в добровольном порядке или обратиться за ремонтом по Каско, но уже понятно – таких случаев бывает не то, чтобы слишком много. Обычно дело заканчивается судом, и чаще всего потерпевшая сторона еще долго пытается взыскать ущерб с виновника.

Но раз есть варианты урегулирования до обращения в суд, ими нужно пользоваться. Как рассказал нам Иван Черняков из проекта Зеленаякарта.рф, по небольшим ДТП проще договориться напрямую с виновником ДТП, но будет лучше, если есть Каско:

Обращение в суд – тоже не самое простое дело. Конечно, можно попытать счастья сразу после ДТП, но лучше соблюсти всю процедуру. Дело в том, что суд заинтересован в том, чтобы стороны смогли договориться без его участия. На практике это означает, что потерпевший должен попробовать урегулировать вопрос в досудебном порядке – а для этого нужно хотя бы знать сумму ущерба.

Сумму ущерба нельзя определить «на глаз» – нужен документ с конкретной суммой и ее обоснованием. Документ этот выдают по факту проведенной независимой экспертизы, которую сначала придется оплатить.

Итоговая процедура, по словам адвоката Михаила Тимошатова, такая:

Таким образом, к подаче иска в суд нужно заранее подготовиться – заказать независимую экспертную оценку ущерба (в каждом городе есть несколько экспертов, они должны быть аккредитованы) и попытаться урегулировать вопрос ущерба в досудебном порядке.

Но есть и еще кое-что – нужно оплатить госпошлину и подать иск именно в тот суд, в юрисдикции которого находится такое дело и сам ответчик, отмечает юрист Дмитрий Першин:

Вообще, если у потерпевшего в ДТП есть справка от ГИБДД (с указанием, кто виновен в аварии), отчет о независимой оценке ущерба и доказательства нежелания ответчика компенсировать ущерб добровольно, успешный исход дела практически гарантирован. В таком случае необязательно даже обращаться к юристам – шаблон искового заявления можно найти в интернете, а свои интересы представлять самостоятельно.

Правда, самое сложное начинается после победы в суде и получения исполнительного листа – если ответчик добровольно не оплатил ущерб, будет наивно полагать, что он его оплатит через приставов. Ему запретят выезд из страны, арестуют все счета и наложат запреты на регистрационные действия на его имущество – но на этом полномочия приставов фактически заканчиваются.

Не стоит ждать, что судебный пристав как в телепередаче пойдет домой к должнику описывать его имущество – приставы обычно очень заняты и не готовы настолько активно заниматься взысканием. Поэтому взыскание часто затягивается на годы – и к этому нужно быть готовым.

Если полис поддельный или недействительный

Если у водителя-виновника нет полиса ОСАГО, то все ясно – или он платит добровольно, или платит после суда. Если полис есть, но закончился – аналогично. Но бывают некоторые ситуации, когда полис как бы есть, но его как бы нет.

Таких вариантов может быть несколько:

  • полис выдан с ограничением по числу водителей, и попавший в аварию в него не включен;
  • полис выдан на автомобиль с другими параметрами – так делают, чтобы сэкономить;
  • полис попросту фальшивый – бланк украден или подделан;
  • полис выдан без проведенного техосмотра или с фиктивным ТО, и т.д.

В большинстве из этих ситуаций страховая компания выплатит сумму ущерба потерпевшей стороне – но после этого предъявит иск виновнику по регрессу. То есть, потерпевший практически не пострадает от проблемы со страховкой.

При этом бывают и совсем криминальные случаи, когда водитель сознательно подделывает полис ОСАГО – за это полагается ответственность вплоть до уголовной, и подделывает данные по автомобилю.

Таких случаев достаточно много – недобросовестные посредники предлагают страховку по цене гораздо ниже, чем в страховых компаниях. И полис они выдают вполне настоящий – на настоящем бланке и числящийся в базе РСА.

Но когда дело доходит до ДТП, оказывается, что страховка оформлена на автомобиль с двигателем меньшей мощности, да еще и в регионе с низким коэффициентом (оформление ОСАГО в Чечне экономит 40% по сравнению с самыми дорогими регионами).

Иногда такой полис пытаются «легализовать», внеся в него изменения, иногда – прямо так отдают водителю.

И водитель до ДТП может просто не знать, что его страховка недействительна. В ряде случаев даже потерпевший ничего не получает – страховая компания просто не признает договор. В других случаях потерпевший получает деньги, но их потом взыскивают с виновника.

Были и совсем экзотичные случаи – когда виновник ДТП оформлял ОСАГО после аварии, но каким-то чудом полис ему выдали с датой начала в этот же день. Тогда потерпевший получил свои деньги, но страховая компания обжаловала решения вплоть до Верховного суда (и проиграла). Так что и в других ситуациях чаще всего добиваться выплаты приходится в суде.

Что делать, если сам без полиса ОСАГО стал виновником ДТП?

У всех ДТП есть две стороны – потерпевший и виновник. И то, что для потерпевшего – лишние нервы и трата времени (взыскание ущерба через суд), то для виновника обернется еще большими проблемами.

Ведь езда без страховки обычно актуальна для тех, у кого на эту страховку денег просто нет.

А если у него не нашлось 5 тысяч на полис, откуда возьмется 30-50 тысяч на возмещение ущерба? Человек попадает в долговую яму, из которой может уже не выбраться – ему запрещают выезд из страны, блокируют счета, отнимают возможность распоряжаться своим имуществом.

Чтобы не сделать еще хуже, нужно заранее выбрать правильную линию поведения. Самое главное – не покидать место ДТП и не вступать в конфликты с пострадавшей стороной. А что касается денег, то виновник ДТП без ОСАГО может:

  • попробовать договориться на месте, если ущерб небольшой. Ради того, чтобы избежать суда и ФССП, можно и оформить кредит или даже микрозайм на ремонт авто пострадавшей стороны;
  • если ущерб большой, то его сумму нужно по максимуму снизить. Например, просить суд соразмерно уменьшить компенсацию расходов на юристов, экспертизу и моральный ущерб;
  • если кажется, что экспертиза насчитала слишком большой ущерб, можно попробовать заказать оценку у другого эксперта (правда, разница в сумме должна быть меньше, чем стоимость самой экспертизы);
  • попробовать пересмотреть условия ДТП – возможно, там признают обоюдную вину обоих водителей;
  • если суд закончился, а исполнительный лист передан в ФССП, договориться о реструктуризации долга – платить понемногу в течение какого-то периода времени.

Есть и крайний случай, если ущерб слишком большой – объявить себя банкротом. По новому закону это можно сделать бесплатно, если сумма долга менее 500 тысяч рублей. Правда, здесь есть нюанс – если у должника есть имущество, которое можно изъять, дело идет по обычной (платной) процедуре, а таким имуществом может быть автомобиль. Но это уже другая история.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/ot-etogo-ne-zastrahovatsya-chto-delat-esli-popal-v-dtp-a-u-vinovnika-net-polisa-osago

Если у виновника ДТП нет ОСАГО, как возместить ущерб в 2020 году? Что делать, если попал в ДТП без страховки?

Если виновник дтп без страховки

Хоть полис ОСАГО и является обязательным для всех водителей, садящихся за руль своего авто, но всё же находится немалое число автомобилистов, кто ездит без страховки.

А всё почему? Да потому что наказывают за езду без ОСАГО слишком мягко – всего-то 800 рублей штрафа и езжай дальше.

 А ведь проблема-то не в самом маленьком штрафе, а в тех последствиях, которые наступят после аварии, если у виновника ДТП нет ОСАГО.

Сегодня мы расскажем о том, как возместить ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО и затронем тему того, что делать, если пострадавший не имеет полиса ОСАГО.

Возмещение материального ущерба в случае, когда у виновника ДТП нет полиса ОСАГО

Все знают, как действует страховка. Гражданин покупает страховку (платит страховой некую сумму), а когда наступает страховой случай, страховая компания компенсирует определённые потери гражданина. Полис ОСАГО действует не совсем так.

ОСАГО страхует не ответственность и ущерб своего владельца, а окружающих водителей, как бы защищая других от действий самого владельца ОСАГО. Получается, что страховая оплачивает ущерб не владельцу полиса, купленного в этой компании, а другому, пострадавшему в ДТП по вине владельца ОСАГО. Вроде всё честно.

А как же быть, если виновник ДТП без ОСАГО? Что говорит по этому поводу закон?

Если виновник попал в ДТП без ОСАГО, т.е. без страховки, то ущерб пострадавшим за него никто не компенсирует. Нет страховой, которая вместо него заплатит за ремонт чужого авто. Есть только он сам, гражданин, по чьей вине произошла авария и был причинён материальный ущерб посторонним.

Закон по этому поводу даёт чёткое определение: возмещать ущерб, причинённый здоровью или имуществу физических, или юридических лиц, обязано лицо, по чьей вине этот ущерб был причинён.

А вот что говорится по поводу страховки: обязанность компенсировать материальный ущерб может быть переложена на постороннее лицо, по предварительной договорённости сторон.

Возмещение ущерба сверх лимита, установленного в страховом договоре, целиком и полностью лежит на виновнике аварии.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что виновник, попавший в ДТП без ОСАГО, будет платить за восстановление и автомобиля потерпевшего и за ремонт своей машины. А если пострадавший подаст иск в суд и потребует моральный ущерб, то виновник, по решению суда, будет обязан возместить и его.

Варианты действий, если попал в аварию, а виновник ДТП без ОСАГО – пошаговая инструкция

Итак, когда гражданин стал участником аварии, в которой у её виновника нет полиса ОСАГО, следует немедленно вызвать на место сотрудников ГИБДД. При этом в протоколе должно быть указано, что виновник ДТП без ОСАГО.

№ п/п Также берём у инициатора аварии его паспортные данные, а именно:
1 Фамилию, имя.
2 Записываем адрес регистрации/проживания.
3 Берём актуальный номер телефона.

Когда виновник аварии отказывается сотрудничать добровольно, обратитесь к сотруднику ГИБДД, он сам даст вам такую информацию.

Документы

Далее подготавливаем нудные документы, которые понадобятся для досудебного урегулирования, а в дальнейшем, и для подачи иска в суд:

  • Прежде всего, следует провести независимую экспертизу повреждённой машины. Это даст понятие о величине ущерба, о том, что именно сломалось и сколько будет стоить ремонт. Проводить независимую экспертизу потерпевшему придётся за свой счёт, но её стоимость можно включить как в досудебную претензию, так и в иск в суд. В результате экспертизы заказчик получит официальное заключение. Этот документ и будет основой требований о возмещении. Также следует проверить, имеет ли организация, проводящая независимую экспертизу, соответствующие разрешения и лицензии.
  • Если в ходе независимой экспертизы выяснится, что автомобиль не подлежит восстановлению, то организация, проводившая экспертизу, выдаст соответствующий документ. Следует учесть то обстоятельство, что пострадавший обязан пригласить виновника ДТП на проведение экспертизы. Не важно, придёт он или нет, официальное уведомление о проведении экспертизы нужно отправить в любом случае. Делается это минимум за 5 дней до даты экспертизы и воспользоваться лучше письмом или телеграммой с оповещением о доставке.
  • На основании одного из вышеупомянутых документов составляется досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО, направляется ему. Это требование обязательно, потому что когда вы надумаете подавать в суд, то в суде даже документы не примут, если не была предпринята попытка досудебного урегулирования. В досудебной претензии к виновнику ДТП нужно чётко описать свою позицию и требования и обосновать запрашиваемую на ремонт сумму документом (заключением независимой экспертизы). К этой сумме можно прибавить стоимость эвакуатора, цену за саму экспертизу, если был нанят адвокат – то и цену его услуг, а также моральный ущерб.

Дополнение к досудебной претензии

Вместе с досудебной претензией направляем виновнику ДТП такие документы:

  • Ксерокопия справки о ДТП.
  • Ксерокопия постановления о правонарушении.
  • Ксерокопия приглашения на экспертизу с подтверждением получения.
  • Ксерокопия заключения независимой экспертизы.
  • Квитанции, доказывающие суммы дополнительных трат, предъявляемых к выплате.

В большинстве случаев виновник ДТП добровольно соглашается выплатить требуемую сумму. Они понимают, что требование вполне обосновано и, если отказаться сейчас, пострадавший подаст иск в суд, который встанет на его сторону, а тогда придётся оплачивать ещё и судебные издержки. Если виновник ДТП отказывается платить, мотивируя тем, что у него нет официальной работы или принадлежащего ему имущества, то это незаконно и не освобождает от обязанности произвести возмещение.

Действия при ДТП без ОСАГО, а я потерпевший – что мне грозит

Если вы попали в ДТП без ОСАГО и при этом признаны пострадавшим, то страховая виновника аварии (в случае, когда у него есть полис ОСАГО) компенсирует вам полученный ущерб, независимо от того, есть у вас страховка или нет. Но следует учесть, что в этом случае вас оштрафуют за езду без полиса на 800 р.

Имеют ли право страховщики взыскать выплаченную компенсацию с виновника ДТП

Итак, мы выяснили, что если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, то пострадавшие получают компенсацию независимо от того, есть у них ОСАГО или нет. Но после того, как страховая рассчитается по обязательствам, могут выясниться такие обстоятельства ДТП, которые позволят страховщикам взыскать всю выплаченную компенсацию с самого виновника ДТП.

Случаи

Это может произойти в следующих случаях:

  • Виновник ДТП спровоцировал его намеренно.
  • Виновник ДТП был пьян в момент аварии.
  • Виновник ДТП не имел права садиться за руль (у водителя-виновника аварии не было прав).
  • Когда виновник ДТП покинул место аварии.
  • Виновник ДТП не был включён в полис ОСАГО на данный автомобиль.
  • Когда ДТП произошло в то время, когда у полиса действовало временное ограничение.
  • Если при ДТП оформлялся европротокол и виновник аварии не направил его копию в страховую.
  • Виновник ДТП не предоставил свою машину на экспертизу в страховую компанию.
  • С введением электронного полиса ОСАГО появилось новое требование – виновник ДТП при подкупе полиса через интернет ввёл страховщика в заблуждение по поводу своего автомобиля, из-за чего цена полиса оказалась меньше.

Во всех упомянутых ситуациях страховая виновника ДТП заплатит компенсацию пострадавшим, но потом потребует эти деньги у самого виновника аварии.

Как поступить, если у виновника ДТП фальшивая страховка

Сейчас всё чаще встречаются ситуации, когда у одного из участников ДТП оказывается поддельная страховка ОСАГО. И как быть, когда поддельный полис оказался у виновника ДТП? В принципе, фальшивый полис = нет плиса вообще. А если у виновника ДТП нет ОСАГО, мы с вами уже выяснили порядок действий в такой ситуации. Платить будет сам виновник аварии.

Меры наказания

Кроме того, что виновник аварии с фальшивым ОСАГО будет оплачивать весь ремонт, ему грозят и такие меры наказания за обладание и пользование подделкой:

  • Есть возможность, что заберут права.
  • Возбудят административное дело, а если докажут, что автомобилист сознательно приобрёл фальшивку и пользовался ей –  уголовное дело.
  • Могут назначить штраф за пользование поддельным документом.

Действия

Если пострадавший обнаружил, что полис виновника ДТП фальшивый и платить по нему не будут, то он должен сделать следующее:

  • Написать заявление в РСА для проверки полиса виновника аварии.
  • Когда от РСА придёт ответ, что такого полиса ОСАГО в базе не значится, на его основании составляется досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО.
  • В случае, когда виновник аварии не желает сотрудничать, подаёт иск в суд.
  • А параллельно с иском следует подать заявление в полицию о мошенничестве, подкрепив его ответом от РСА.

Ну вот мы и выяснили, как разрешить главные проблемы сегодняшней темы.

Если у вас остались вопросы или понадобится помощь автоюриста, то бесплатная консультация — это то, что вам нужно.

Наши автоюристы ответят на любые профильные вопросы и помогут с составлением и переделкой любых документов. А если понадобится, автоюрист может представлять ваши интересы как при досудебном урегулировании, так и непосредственно в суде. С помощью автоюриста шансы на успешный исход дела возрастают.

И помните, бесплатная консультация автоюриста у нас на сайте действительно бесплатна.  (      из 5 )

Нажмите, чтобы запомнить нас, спасибо

Источник: https://auto-zver.ru/article/esli-u-vinovnika-dtp-net-osago-kak-vozmestit-uscherb.html

Водитель без ОСАГО и без денег: с кого получить компенсацию при ДТП :

Если виновник дтп без страховки

У попавших в ДТП по вине водителей без полиса ОСАГО появился реальный шанс возместить ущерб, даже если у нарушителей нет денег и источника дохода. Речь идет о случаях, когда виновник управлял чужим автомобилем, и его владелец проигнорировал обязанность водителя страховать свою ответственность.

Как рассказал Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин, раньше претензии на возмещение ущерба чаще всего удовлетворяли только в отношении непосредственных виновников аварии.

Однако нередко потерпевшим это никак не помогало, ведь денег у таких водителей просто не было.

После совсем недавнего решения Верховного суда по аналогичной ситуации, в судах стали лояльнее подходить к искам в адрес непосредственных владельцев транспортных средств, передавших автомобили недобросовестным водителям.

Нарушитель на чужой машине без ОСАГО

В качестве примера юрист привел один из подобных случаев из своей недавней практики. 17 июня 2019 года в седан Cadillac ATS врезался автомобилист за рулем фургона Volkswagen Caravelle, который решил проскочить на красный сигнал светофора.

Оба автомобиля получили серьезные повреждения, а у пассажира Cadillac врачи зафиксировали еще и легкий вред здоровью. За рулем Caravelle с оклейкой клининговой компании находился гражданин Украины — полиса ОСАГО у него не было. Автомобиль принадлежал не ему, а некой Татьяне К.

Приехавшие на место инспекторы ГИБДД оформили аварию, виновником которой указали водителя Volkswagen.

Когда владелец Cadillac ATS решил подать в суд на виновника ДТП и возместить стоимость ремонта, в полиции сообщили, что мужчину лишили прав и депортировали из-за ряда других нарушений.

Тогда владелец разбитого американского седана составил иск к владелице автомобиля, которая оказалась матерью хозяина клининговой компании.

Хотя было очевидно, что виновник работал в этой компании, официально он нигде не числился, да и автомобиль на балансе компании не состоял. Поэтому сделать компанию соответчиком не получилось.

Для оценки стоимости восстановительного ремонта своего Cadillac ATS истец обратился в независимую экспертную организацию. В соответствии с заключением специалиста, расчетная стоимость ремонта оказалась даже выше стоимости самого автомобиля — 1 704 594 руб.

, а с учетом износа — 1 523 600 руб. При том, что среднерыночная стоимость такого автомобиля — 1 076 000 рублей. Годные остатки иномарки можно было продать за 355 тыс. рублей.

Эксперт таким образом пришел к выводу о конструктивной гибели автомобиля истца и определил сумму к взысканию — от стоимости аналогичной машины вычел цену годных остатков и получил 721 тыс. рублей. Ответчики на осмотр автомобиля не пришли.

Не явились ответчики и на последующее судебное заседание, никаких возражений на иск и результаты экспертизы они не предоставили.

Суд считает, что за ДТП отвечает владелец

28 августа состоялось судебное заседание Одинцовского городского суда Мособласти. Там сторона истца представила полученную из ГУ МВД по Москве карточку учета фургона Volkswagen, где владелицей числилась Татьяна К.

На основании этого, а также протокола ГИБДД, судья пришла к выводу, что собственник автомобиля не обеспечила его сохранность и не контролировала, кто пользуется принадлежащим ей источником повышенной опасности.

Кроме того, получалось, что она не выполнила требования закона об ОСАГО по страхованию гражданской ответственности.

«Поэтому в силу п. 2 ст. 1079 России ответчик обязана нести материальную ответственность перед истцом, как лицо виновное в причинении вреда в полном объеме», — говорится в решении суда.

Кроме того, суд частично удовлетворил требования истца о ряде других компенсаций. Ему присудили выплату морального вреда в размере 20 тыс. руб. на основании медицинской документации, подтверждающей обращение на получение первичной медпомощи. Также суд обязал выплатить истцу расходы на проведение экспертизы — 10 тыс. руб. и госпошлины — 10 410 руб.

Раньше шансов не было

Такое решение юрист Дугин объяснил недавними примерами решений Верховного суда. «Еще пару лет назад все мои попытки привлечь собственников оказывались неудачными, к счастью, я вижу, что практика меняется, — рассказал Дугин.

 — Верховный суд своим примером указал, что судам следует устанавливать, на каких основаниях водитель управлял транспортным средством, а также проверять, проявил ли собственник должную осмотрительность при передаче автомобиля и на каком основании он это делал. Таким образом практика становится более справедливой.

Ведь у собственника есть не только есть право распоряжаться своим автомобилем, но и обязанности в части страхования».

По словам эксперта, ответственный собственник может быть освобожден от ответственности, если, например, передал автомобиль по договору аренды с указанием необходимости его застраховать, либо у собственника это ТС выбыло противоправно, например, если машину угнали.

Также оказалось, что некоторые недобросовестные собственники подделывают договоры аренды и подписывают их за водителей-виновников ДТП. Однако существует возможность проверить действительность таких документов — например, с помощью запроса в Налоговую службу узнать, исполнялся ли договор, переводились ли по нему платежи.

 Global Look Press

«Незастрахованные водители ездят на чужих дорогих автомобилях, собирают штрафы, устраивают ДТП, а потом говорят, что они не причем. Но так быть не должно. Поэтому всем автовладельцам нужно сейчас гораздо внимательнее относиться к своему имуществу, — предостерегает Дугин. — Пока не было постановления пленума ВС, тем не менее суды стараются придерживаться единства практики».

Попавшим в подобную ситуацию водителям эксперт советует внимательно оценивать ситуацию: привлечь к ответственности можно попробовать и собственника, и водителя. Все зависит от их статуса и платежеспособности, а в дальнейшем соразмерность ответственности будет определять суд.

Шанс на возмещение спустя три года

В свою очередь юрист Илья Афанасьев в беседе с Autonews.ru также подтвердил, что решение Верховного суда начало серьезно менять сложившуюся практику. По его словам, необходимость в этом назрела уже давно.

«До этого момента действительно просто невозможно было привлечь к ответственности собственников автомобилей, — согласился Афанасьев. — В итоге без страховки стали ездить таксисты, странные люди с неопределенным статусом.

При этом на совершенно разных автомобилях, в случае ДТП они могли просто пропасть и потерпевший оказывался просто ни с чем. Ему разбили машину и на этом все — нормы Гражданского кодекса гласили, что несет ответственность только непосредственный причинитель вреда.

Однако ВС уточнил трактовку: согласно закону об ОСАГО владелец должен страховать свой автомобиль».

 Олег Лозовой / РБК

Эксперт также дал полезный совет тем автомобилистам, которые не смогли получить компенсаций от водителей без ОСАГО и привлечь к ответственности собственников в течение последних трех лет. Теперь, по словам Афанасьева, можно смело обращаться в суд с исками к собственникам и добиваться выплат. Исковая давность по таким делам составляет три года.

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в беседе с Autonews.ru заявил, что полностью согласен с таким подходом — он уверен, что владелец автомобиля обязан проверять, надежному ли водителю он передает свой автомобиль. В противном случае он не должен удивляться, что ему придется отвечать за последствия.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5f8932919a79478946621add

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.