Дознание после дтп

Содержание

Как происходит расследование ДТП сотрудниками ГИБДД Admin в 22.04.2018

Дознание после дтп

Материалы по ДТП, не повлекшему тяжелых послед­ствий, направляются в группу разбора ГИБДД, где после дополнительной проверки принимается решение о привле­чении участников ДТП к административной ответственно­сти.

Рассмотрение материалов об административном право­нарушении должно быть проведено в 15-дневный срок со дня их поступления в отдел ГИБДД.

Обжалование постанов­ления по делу об административном правонарушении долж­но быть совершено в течение 10 дней со дня вынесения по­становления. Жалоба подается в вышестоящий орган или в суд. Решение суда является окончательным (подробнее об этом см.

в главе «Водитель на дороге: права и обязанности», раздел «Ответственность водителей за нарушения Правил дорожного движения»).

В этом разделе мы подробно остановимся на расследова­нии уголовных дел, связанных с ДТП.

В случае тяжелых последствий ДТП материал поступает в орган дознания ГИБДД, который выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо направляет материал следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Орган дознания обязан принять решение по материалам ДТП в срок не более 10 суток со дня поступ­ления в отдел ГИБДД (ст. 109 УПК РФ).

При поступлении материалов к следователю последний принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо, при наличии признаков состава преступления, возбуждает уголовное дело по ст. 264, 265 УК РФ.

На что необходимо обратить внимание водителю при визите в ГИБДД после ДТП?

  1. После ДТП водителю рекомендуется в максимально короткий срок прибыть в ГИБДД для оформления материа­ла. Правила дорожного движения обязывают водителя в по­добных случаях проходить медосвидетельствование.

    Это обязанность водителя, но как быть, когда за такие услуги медицинские работники требуют денежной оплаты? Пла­тить не надо, напишите в объяснении, что от прохождения медицинского осмотра не отказывались, но оплачивать по­добного рода услуги не в состоянии. Подробнее о прохожде­нии медосмотра было рассказано выше.

  2. ГИБДД начинается с дежурной части. Именно работ­ники дежурной части выезжают по вашему звонку на место аварии, производят необходимые замеры участка дороги и оформляют материалы происшествия, чертят красивые схе- мограммы, составляют протоколы. Работа эта кропотливая и занимает значительное время: от 30 минут до 3 часов.

    Ис­пользуйте предоставленное время рационально: успокойте по телефону родственников, позвоните адвокату и т.п.

  3. Вам предстоит рассказать в Госинспекции о своем до­рожном происшествии. Лучший способ это сделать — пись­менно заполнить объяснение. У вас достаточно времени, чтобы успокоиться и сосредоточиться.

    Начните рассказ по порядку: как разворачивались события непосредственно пе­ред аварией.

Как правило, водитель замыкается на доказывании соб­ственной невиновности, не решаясь «обвинять» второго участника происшествия. Такая скромность часто вредит делу.

Обязательно укажите, в чем вы видите нарушение Правил со стороны второго водителя, сошлитесь на раздел, пункт Правил дорожного движения. Это может быть: манев­рирование, неверный выбор скорости движения, нарушение правил обгона и т.д. Однако не концентрируйте излишнего внимания на скорости второго водителя, если не имеете подтверждения своих слов.

Точно определить скорость мож­но тремя способами: специальным прибором (барьер); по спидометру, но для этого нужно находиться в машине рядом с водителем; по следам торможения путем математических расчетов. Определение скорости «на глаз» — дело неблаго­дарное и не будет иметь силы доказательства.

Не забудьте вписать в объяснение фамилии и адреса свидетелей происшествия. Кроме того, стоит в качестве на­глядной демонстрации схематично зарисовать, как про­изошло столкновение, с указанием стрелочками направле­ния движения и маневры автомобилей.

Что необходимо знать водителю, чтобы быть го­товым к возбуждению против него уголовного дела?

Участник дорожно-транспортного происшествия, в ре­зультате которого превратились в металлолом автомобили или тяжело травмированы либо погибли люди, должен быть готов к тому, что по факту такого ДТП будет возбуждено уголовное дело. Выяснение всех обстоятельств происше­ствия может затянуться на долгие месяцы, несмотря на то что на месте ДТП ситуация может показаться довольно ба­нальной.

Расследование этой категории уголовных дел достаточно узкая, очень специфическая область криминалистики. Дале­ко не каждый юрист грамотно ориентируется в ней.

Первый ключевой вопрос по делам такого рода — вопрос о вине человека в ДТП.

Участнику ДТП необходимо учесть в этой связи следую­щие моменты.

  1. По закону вина человека должна быть доказана с двух сторон. Во-первых, необходимо установить, что если води­тель отступил от Правил дорожного движения, то объектив­но должен был предвидеть последствия своего нарушения, то есть ДТП. Во-вторых, следует доказать, что он действи­тельно субъективно мог его предвидеть и предотвратить. В этом случае речь идет именно о конкретном человеке со всеми его психофизиологическими особенностями: быстро­той реакции, зрением, восприятием, мастерством и др.

Если установлена только одна сторона вины и не доказа­на вторая, то она не может считаться юридически доказан­ной в целом.

  1. Чтобы установить вину, необходимо точно восстано­вить картину ДТП. В реальной жизни это восстановление разбивается о многочисленные технические проблемы. За­частую не гарантируются никакие следы, которые могли бы дать опору для этого. Большинство полученных милицией данных, наспех собранных на месте ДТП, при ближайшем рассмотрении оказываются не особенно надежными. Следо­ватели же, не будучи специалистами в области безопасности движения, предпочитают не утруждать себя тщательным ис­следованием доказательств, а всецело полагаются на заклю­чения автотехнических экспертиз, считая их выводы доста­точно объективными.
  2. Тем, кто считает себя потерпевшими, не лишним было бы усвоить суровую реальность: бывают ситуации, ког­да вину того или иного участника установить невозможно по объективным причинам. Более того, несмотря на самый трагический исход ДТП, может быть установлено, что оба участника ДТП действовали в рамках Правил, а виной всему неблагоприятное стечение случайных обстоятельств, так на­зываемый юридический казус, и тому есть множество при­меров.

В такой ситуации следует понять, что дело тут не в несо­вершенстве законов или его представителей, и прекратить обращаться с бесконечными жалобами во все инстанции.

Какое решение может быть принято на основа­нии первичных материалов?

На основании первичных материалов принимается ре­шение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело пе­редается из ГИБДД в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования — до 2 месяцев. Если за 2 месяца его не завершили, например из-за сложных экс­пертиз, следствие продлевается районным прокурором на 1 месяц.

Дальше следствие продлевается только в исключи­тельных случаях более высоким начальством.

Если в проис­шествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу при­гласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходи­мо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.

Квалифицированный адвокат поможет вам минимизи­ровать, например, сумму выплат, понести более легкое нака­зание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адво­ката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.

Что необходимо делать, если на вас завели уго­ловное дело?

Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам долж­ны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. За­кон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспер­тиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.

Я был признан виновным в ДТП, в результате ко* торого пострадали люди. Я хочу урегулировать вопрос с потерпевшими, не доводя дело до суда. Возможно ли это по закону?

Если пострадавший отделался небольшими телесными повреждениями, не приведшими к инвалидности или поте­ре здоровья, он может написать отказ от возбуждения уго­ловного дела. Для этого нужно еше согласие виновника ДТП на возмещение ущерба, оформленное в письменном виде. После реального возмещения ущерба от пострадав­шего необходимо получить расписку о получении возме­щения.

 Какие действия должен предпринять потерпев­ший при ДТП?

Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела.

Главный интерес потерпевшего — добиться полного возме­щения материального ущерба, причиненного ему в резуль­тате аварии.

Гражданский иск может быть заявлен потерпев­шим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия (подробнее об этом см. в главе «Возмеще­ние вреда»).

Какие следственные действия обычно проводит следователь, расследуя дело по ДТП?

Обычно следователь считает, что водитель, причастный к ДТП, является лицом, заинтересованным в исходе дела, и дает показания в наиболее выгодном для себя свете, что­бы избежать ответственности или ее смягчить: занижает избранную им скорость движения, искажает поведение потерпевшего и т.д. Потому достоверность его показа­ний проверяют путем допроса свидетелей, потерпевшего, проведением очных ставок, назначением различных экс­пертиз.

Что надо учесть водителям, готовя к допросам свидетелей?

Допросы свидетелей имеют доказательную силу в суде, поэтому подследственному водителю, пострадавшему, их адвокату важно анализировать показания очевидцев: учиты­вать, заинтересован ли свидетель в исходе дела (родствен­ник, приятель или знакомый водителя, возможно, ехавший с ним в одной машине), выяснить, объективно ли представ­ляет себе свидетель обстановку происшествия, кто, по его мнению, является его виновником и почему, является ли очевидец сам водителем и каковы его знания правил дви­жения.

вызвать буксировку машины в Барнауле

Сделайте репост и получите скидку 10%

Источник: https://xn--22-mlc2ajbew2a8b7a.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D1%82%D0%BF-%D1%81%D0%BE%D1%82/

Какие действия предпринимать после ДТП?

Дознание после дтп

В аварию может попасть даже опытный водитель. От этого никто не застрахован. Но чтобы получить страховое возмещение, нужно предпринять определённые действия в определённой последовательности. Что делать при ДТП?

Какие действия предпринимать после ДТП?

Определение понятия ДТП

Определение дорожно-транспортного происшествия дано в ПДД. Здесь сказано, что это событие, которое возникло в результате того, что одно транспортное средство двигалось по дороге. В результате неправильных действия водителя или третьих лиц, произошло событие, которое привело к человеческим жертвам или к нанесению урона машинам.

Закон классифицирует дорожные происшествия по нескольким признакам. Так можно выделить:

  • столкновение;
  • опрокидывание;
  • наезд;
  • иные виды.

В любом случае, если произошла авария, необходимо соблюсти порядок действий, и оповестить уполномоченные органы.

В какие службы сообщать об аварии

Если не предусмотрено оформление европротокола, нужно оповестить ГИБДД. Достаточно позвонить по единому номеру 102, и дать координаты места аварии. Если есть пострадавшие, то нужно звонить медикам по телефону 103.

В России также действует единая служба по телефону 112. Им можно позвонить, они передадут нужную информацию в ближайшее отделение ГИБДД и медикам.

Действия, обязательные для каждого водителя

Каждый водитель должен предпринять определённые действия при ДТП. Он должен действовать по следующему алгоритму:

  • нужно немедленно остановиться и заглушить мотор у транспортного средства;
  • проверить своё состояние и состояние пассажиров. При необходимости вызвать медиков;
  • обязательно включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
  • вызвать сотрудников ГИБДД и другие аварийные службы, при необходимости.

После того, как сотрудники инспекции будут вызваны на место происшествия, может последовать 2 варианта развития событий:

  • они дадут указание их дождаться. Это означает, что нельзя трогаться с места;
  • они попросят приехать в отделение или на пост для дальнейшего оформления документов. Нужно зафиксировать все нюансы произошедшего.

Оформлением бумаг займутся инспекторы. Водителям нужно внимательно читать протоколы. При необходимости, можно вызвать на место автоюриста.

Условия самостоятельного оформления ДТП

Что делать, если попал в аварию, машине причинён незначительный вред и нет человеческих жертв? Иногда есть возможность самостоятельного оформления документов для получения страхового возмещения. Но для этого необходимо одновременное соблюдение сразу нескольких условий:

  • в ДТП нет пострадавших, включая пешеходов;
  • участвовало только 2 машины;
  • у обоих водителей есть действующие полисы;
  • в определении виноватого и степени повреждений нет разногласий;
  • сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей. Если авария произошла в городах федерального значения (этот факт нужно будет подтвердить съемками с приборов, подключённых к  системам навигации), то максимальная сумма ущерба не может превышать 400 тысяч рублей.

Только при соблюдении этих условий, водители могут сами оформить протокол происшествия. Нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 дней после подачи документов в страховую компанию. Этот срок отведён для того, чтобы представитель страхователя смог, при необходимости, провести осмотр повреждённого авто. Это нужно для подтверждения суммы ущерба.

Без пострадавших

Какие действия предпринимать при ДТП без пострадавших? Одним из условий самостоятельного оформления аварии является отсутствие пострадавших людей, включая пешеходов. Если все условия соблюдены, у сторон нет разногласий относительно определения вины того или иного человека, можно приступать к оформлению европротокола.

Если есть пострадавшие

Если в ДТП пострадали люди, включая пешеходов, оформление европротокола недопустимо. Нужно вызывать сотрудников ГИБДД. При необходимости, медиков.

Оформление аварии и происходит в обычном режиме:

  • остановка, включение аварийной сигнализации. Обязательно нужно выставить знак аварийной остановки. Если авария произошла в населённом пункте, то знак должен стоять на расстоянии не менее 15 м. Если вне населённого пункта, то не менее 30 м;
  • вызов сотрудников ГИБДД и других экстренных служб;
  • фото- и видеофиксация произошедшего;
  • оформление документов сотрудниками инспекции;
  • получение необходимой документации на руки;
  • предъявление её страховой компании для получения страхового возмещения.

Ремонт повреждённых авто будет произведён на счёт страховой компании в рамках установленных сумму. К виновнику, впоследствии, будут применены регрессивные меры. То есть, страховая получит с виновника те деньги, которые пошли на выплаты.

Ситуация с летальным исходом

Степень вины будет определять суд. Водителя, виновного в автокатастрофе, будут привлекать к ответственности по ст. 264 УК РФ. Рекомендуется пригласить опытного юриста. От того, насколько честно и подробно виновный даст первичные показания, будет зависеть степень его вины и последующее наказание.

Также будет назначена экспертиза, приглашены следственные органы и органы дознания. Именно они будут определять степень участия и вины каждого участника дорожного происшествия.

Как вести себя после прибытия сотрудников полиции

Поведение всех участников ДТП играет важную роль. Главное правило– не поддаваться панике! Нужно немедленно остановить транспортное средство, оценить ущерб. Нельзя покидать место происшествия ни в коем случае! Оставление места аварии – «автоматическое» признание вины. Такого водителя лишат прав, если он не докажет, что уехал по уважительной причине.

Рекомендуется сразу же вызвать юриста на место аварии. Он подскажет правила поведения, проверит правомерность составляемых документов. Без специалиста не стоит подписывать никакие документы!

Нельзя совершать следующие действия:

  • покидать место происшествия;
  • выяснять отношения между участниками аварии;
  • после фиксации, нужно убрать машину с проезжей части, если она мешает другим машинам продолжить движение;
  • оставлять пострадавших без медицинской помощи.

Важно сразу же вызвать сотрудников правоохранительных органов и юриста!

Порядок действий после оформления ДТП

Если у виновного водителя есть полис ОСАГО, он должен предпринять следующие действия:

  • зафиксировать все детали происшествия;
  • обменяться контактными данными с другими участниками и со свидетелями;
  • обменяться реквизитами полисов;
  • оформить извещение;
  • нужно выяснить, где и когда будет рассмотрено дело о ДТП;
  • получить от инспекторов необходимые документы – протокол, справку, постановление. Все бумаги нужно тщательное проверить. Если приехал юрист, то доверить проверку ему;
  • при необходимости совершить дополнительные действия.

Нельзя обещать пострадавшей стороне возместить вред. Тем более, нельзя давать никаких письменных гарантий.

Если у виновного есть полис КАСКО, его действия следующие:

  • следовать тем инструкциям, которые прописаны в договоре;
  • подать страховщику заявление о назначении денежного возмещения. После того как оно будет принято, сделать копию;
  • узнать номер страхового дела;
  • выяснить у страховщика, когда и куда нужно доставить автомобиль для осмотра. В указанную дату ТС нужно пригнать;
  • сделать копии всех документов для получения страхового возмещения по договору.

Если водитель не удовлетворён выплаченной суммой, он может подать жалобу в уполномоченные органы, занимающиеся надзором в сфере страхования.

Возможные наказания за совершение ДТП

В зависимости от степени вины, которую определит суд, виновника аварии могут привлечь к ответственности в виде:

  • штрафа;
  • лишить его права управлять транспортным средством в течение определённого периода времени;
  • арестовать его на 15 суток;
  • привлечь к обязательным работам.

Если погиб человек, а виновный находился в состоянии алкогольного опьянения, то его могут посадить в тюрьму.

Заключение

Главное на дорогах – соблюдать ПДД! Если авария всё-таки произошла, то строго следовать инструкции.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5da83ba97cccba00c2f3f6d7/kakie-deistviia-predprinimat-posle-dtp-5fb1176570f5da1bdaccd0ed

Дознаватель в гибдд что он делает

Дознание после дтп

Автомобильная авария нуждается в тщательном изучении множества нюансов для принятия решения о виновных, наказании и возмещении вреда. Это происходит в рамках расследования дела о ДТП. Его проводит сотрудник ГИБДД или следователь. Особенности процесса зависят от обстоятельств происшествия и последствий.

Читайте в этой статье

Особенности расследования ДТП

Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:

Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна. В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:

  • выполнение автотехнической экспертизы;
  • установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
  • идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
  • проведение повторного осмотра места аварии;
  • судебно-медицинская, криминалистическая экспертизы;
  • более детальное изучение вещественных доказательств;
  • поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
  • повторные допросы очевидцев;
  • следственный эксперимент;
  • анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.

А здесь подробнее о том, в каких случаях лишают прав за ДТП.

Группа разбора ГИБДД

Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  • как произошло событие;
  • кто в нем виновен;
  • какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.

Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного.

Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы.

Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:

  1. выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  2. оформление результатов процедуры;
  3. установление нескольких версий события;
  4. их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  5. составление обвинительного заключения;
  6. отправка дела в суд.

Рассмотрение ДТП

Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:

Как происходит разбор ДТП в ГИБДД

Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:

  1. сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
  2. оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
  3. в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
  4. автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
  5. ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
  6. если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;
  7. оформляется постановление.

Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет. Иногда так проще и точнее устанавливается истина.

Порядок расследования ДТП по административному и уголовному нарушению

Порядок расследования дела о ДТП по административному нарушению состоит из:

  1. осмотра инспектором ГИБДД места, автомобилей;
  2. составления протоколов;
  3. оформления постановления о нарушении, если один из автомобилистов признал вину;
  4. передачи документов в группу разбора или дознавателю, когда оба водителя считают себя потерпевшими;
  5. изучения этой инстанцией обстоятельств аварии;
  6. вынесения постановления;
  7. исполнения его виновником или обжалования им решения.

Если есть погибшие или тяжело пострадавшие, сотрудник ДПС вызывает на место следственную группу, так как уже рассматривают уголовное дело.

Осмотр и фиксация обстоятельств аварии производятся криминалистом, следователем. Последний открывает уголовное дело, в рамках которого допрашивает участников, свидетелей, назначает экспертизы.

По его поручениям работают дознаватели. Когда виновный в аварии установлен, дело передают в суд.

Источник: https://prokuror-sledovatel.ru/voprosy/doznavatel-v-gibdd-chto-on-delaet

Дознание по ДТП после оформления первичных документов (стр. 1 из 3)

Дознание после дтп

Правильное оформление документов на месте ДТП позволяет сократить число посещений ГИБДД и страховой компании (СК) для получения страхового возмещения.

При возникновении ДТП причастным к нему водителям следует:

остановить автомобиль;

включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, связанные с происшествием, записать данные свидетелей ДТП;

вызвать сотрудников ГИБДД и, если это необходимо, “Скорую медицинскую помощь”;

совместно заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией;

сообщить друг другу данные о страховых полисах ОСАГО (серию и номер полиса, дату выдачи, наименование, адрес и телефон страховой компании);

уведомить, если возможно, свою страховую компанию о случившемся, согласовать дальнейшие действия, позвонив в круглосуточную диспетчерскую службу (или аналогичную, если такая имеется в СК);

оформить и получить на месте аварии от сотрудника ГИБДД справку об участии в ДТП по установленной форме.

Достаточно часто на месте происшествия сотрудник ГИБДД не принимает решения о при- влечении к административной ответственности кого-либо из водителей, участников ДТП. Такое решение принимается в группе административной практики подразделения ГИБДД по результатам разбора обстоятельств случившегося при выявлении факта административного правонарушения

1. Разбор происшествия в ГИБДД

Работа должностных лиц на месте ДТП завершается составлением целого ряда первичных процессуальных документов: протокола осмотра места происшествия, протокола осмотра транспортных средств, протокола осмотра трупа (при его наличии), справки по ДТП, схемы ДТП, объяснений причастных к аварии лиц (а также потерпевших и свидетелей), рапортов сотрудников ДПС, выезжавших на происшествие, актов медицинских освидетельствовании водителей — участников происшествия. Весь пакет перечисленных документов передается старшим должностным лицом, выезжавшим для “оформления” ДТП, в дежурную часть подразделения ГИБДД территориального УВД (в случае отсутствия человеческих жертв и тяжких травм) либо сразу в дежурную часть ОВД, УВД, ГУВД для регистрации по единой книге происшествий.

Как правило, уже на следующий день материал с присвоенным ему номером поступает либо к дознавателю ГИБДД для рассмотрения дела об административном нарушении — в случае отсутствия квалифицирующих признаков ст. 264 УК РФ, либо в следственный отдел ОВД, УВД, ГУВД к следователю, специализирующемуся на данной категории уголовных дел. Таков общий порядок.

Поскольку сейчас мы рассматриваем тот вариант разрешения обстоятельств ДТП, который относится к прерогативе дознания, остановимся сначала на том, с чем обычно сталкиваются причастные к ДТП водители, приглашенные к дознавателю ГИБДД.

По общему правилу, предусмотренному ст. 257 КоАП РСФСР, на рассмотрение дел об административных правонарушениях предусмотрен пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело протокола (постановления об административном нарушении) и других материалов дела.

Попутно отмечу, что протокол об административном нарушении водителем—участником ДТП конкретных положений ПДД составляется далеко не всегда, а если составляется, то нередко содержит что угодно, только не указание вида нарушения.

И это понятно, ибо на месте аварии, даже при тщательно проведенном осмотре места происшествия, не всегда можно точно определить причины случившегося, а значит и объективно назвать допущенные нарушения конкретных пунктов действующих ПДД.

Кроме этого, пятнадцатидневный срок, отпущенный административным законодательством для принятия постановления по делу, не всегда соблюдается, ибо почти автоматически продляется в силу ряда объективных обстоятельств: проведения судебно-медицинской экспертизы, назначения и проведения автотехнических исследований, неявки кого-либо из причастных к аварии лиц и т.п. Такова сложившаяся практика, хотя непосредственно административным законодательством продление сроков рассмотрения дел данной категории не предусмотрено.

Итак, вы получили приглашение явиться в подразделение ГИБДД для разбора ДТП — устное по телефону или повесткой. Думается, не стоит становиться на формальную позицию и настаивать на вызове только официальной повесткой, как того советуют многие юристы. Кроме раздражения и неприязни в свой адрес вы ничего не вызовете.

Вместе с тем обращение к квалифицированному адвокату за советом перед посещением дознавателя имеет прямой смысл. Более того, возможно, будет целесообразным заключить с ним соглашение на ведение вашего дела. Тогда к дознавателю вы сможете идти уже не один. Напоминаю, ст. 250 КоАП предусматривает участие адвоката в рассмотрении административного дела.

Здесь все зависит от вашего решения и финансовых возможностей.

Направляясь на разбор ДТП в подразделение ГИБДД, нужно быть готовым к тому, что придется давать повторные объяснения по существу произошедшего. Хорошо, если вы помните свои первоначальные объяснения и неукоснительно следуете изложенным выше советам.

Иначе у вас могут появиться проблемы, особенно если по каким-либо причинам по отношению к вам уже возникла некая предвзятость со стороны должностного лица, сидящего в кресле напротив.

Отстоять свою позицию и добиться правды можно, лишь опираясь на закон и знания своих прав.

Общаясь с причастными к ДТП водителями, дознаватели ГИБДД, как правило, не позволяют “заглянуть в папку с делом”, т.е.

лишают их возможности восстановить ситуацию аварии на основании собранных на месте происшествия документов, в том числе схемы места ДТП, которую иногда демонстрируют фрагментарно “из-под обшлага кителя”. Водителей заставляют “вспоминать все начистоту”.

Это делает невозможным проведение независимых автотехнических исследований, если, конечно, участники ДТП еще на месте аварии не скопировали себе составленную выездным дежурным ГИБДД схему ДТП. Подобный подход может быть на руку вашему “противнику” по происшествию.

Нередко всех причастных к ДТП водителей приглашают к дознавателю в одно и то же время, фактически сводя “разбор аварии” к одной большой очной ставке.

По общению — его характеру, тональности, направленности — всегда можно сделать вывод о том, насколько объективно дознаватель пытается вникнуть в суть происшествия.

Любые сомнения с вашей стороны в компетентности или подозрения в заинтересованности должностного лица должны выражаться в жалобе вышестоящему начальству либо прокурору.

При этом ваша жалоба должна содержать не одни лишь эмоции по поводу предвзятого к вам отношения, а четкие формулировки, подтверждающие изложенное в жалобе мнение. Это могут быть конкретные высказывания дознавателя по поводу происшествия, реплики и даже действия, говорящие о заинтересованности должностного лица в определенном исходе дела.

Специально хочется обратить внимание на то, что значительное количество споров по ДТП не может быть разрешено без проведения автотехнических исследований, которые могут назначаться как дознавателем, так и производиться независимо самими участниками ДТП.

В последнем случае, правда, никто не может заставить дознавателя приобщить заключение специалиста в области автотехники к материалам административного дела. Таков закон. Сами же дознаватели стараются не назначать никаких исследований, ибо их результаты могут совсем не совпадать с собственным мнением человека в форме о причинах ДТП.

Кроме того, проведение автотехнических исследований возможно лишь с привлечением либо нештатных специалистов — а им нужно платить, либо в экспертных учреждениях системы МВД — а они всегда перегружены работой.

Проводить или нет независимые автотехнические исследования по материалам аварии — решать только вам (желательно, чтобы вы посоветовались перед этим с адвокатом).

И хотя дознаватель и не примет то, за что вы заплатите приличные деньги, утешением для вас может служить возможность приобщить консультативное мнение специалиста (так обычно именуется этот документ) к жалобе на неудовлетворяющее вас постановление органа дознания. Попутно сообщим, что в Москве, например, автотехнические исследования и экспертизы проводят несколько экспертных учреждений, в том числе Экспертно-крими-налистический центр МВД РФ, МАДИ, Бюро независимой экспертизы “Версия”.

Процесс дознания по делу об административном правонарушении завершается составлением постановления по делу, которое должностное лицо под расписку вручает водителю, признанному нарушителем нормы права (в нашем случае — действующих ПДД).

Постановление должно объявляться немедленно по окончании дознания/рассмотрения дела (ст. 263 КоАП). Срок вручения копии в соответствии с названной статьей закона — три дня. Потерпевшему, по его просьбе, также может быть вручена копия постановления.

Статья 247 КоАП РСФСР, а также п. 4 Приказа министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993 г. обязывают орган дознания разъяснять нарушителю его права, предусмотренные законодательством, разрешать знакомиться с материалами дела, пользоваться помощью адвоката, делать из материалов дела выписки, обжаловать постановление по делу.

Таким образом, заявления должностного лица о том, что нарушителю изучать материалы дела “не положено”, поскольку они, якобы, предназначены “для служебного пользования”, — ни что иное, как грубое нарушение положений закона. Незамедлительная жалоба прокурору, думается, сделает свое дело, и материалы дознания будут представлены вам в полном объеме.

2. “Решение о виновности”

Учитывая положения Конституции РФ о том, что виновность в России устанавливает только суд, фактическое решение органа дознания по существу ДТП, названное автором “решением о виновности”, в административном праве носит название постановления.

Источник: https://smekni.com/a/26905/doznanie-po-dtp-posle-oformleniya-pervichnykh-dokumentov/

Порядок оформления и расследования ДТП

Дознание после дтп

Согласно требованиям нормативных документов по учёту ДТП все они подразделяются по своим последствиям на отчётные и неотчётные происшествия. К отчётным происшествиям относятся те, которые привели к гибели или причинению ущерба здоровью участников ДТП.

Такие события подлежат учёту в государственном масштабе и фигурируют в различных сводках и периодических отчётных материалах официальных органов власти.

Неотчётными считаются дорожные происшествия, которые обошлись без жертв и ранений, независимо от того, был или не был нанесён материальный ущерб.

data-full-width-responsive=”true”>

Если нет погибших и раненых, то на место аварии прибывает инспектор ДПС, который должен выполнить следующие действия:

  • собрать письменные объяснения участников аварии и показания свидетелей;
  • сделать осмотр места столкновения автомобилей и их повреждений;
  • составить схему ДТП;
  • составить протокол о нарушении ПДД и справку о ДТП с описанием всех повреждений;
  • в зависимости от обстоятельств дела и выяснения истинного виновника ДТП инспектором выносится постановление о правонарушении или постановление по дальнейшему расследованию дела.
    К делу должны прилагаться вещественные доказательства. Если у инспектора возникнут подозрения по поводу трезвого состояния участников ДТП, то он может направить их на медицинское освидетельствование. Данная процедура не является обязательным действием для разбирательства дела.

На данном этапе большое значение имеет правильность и полнота составления документов, информация в которых будет основанием для определения виновника ДТП и назначения административного наказания за совершённое правонарушение. Поэтому участникам происшествия важно проконтролировать, чтобы инспектор в полном объёме внёс все обстоятельства столкновения и правильно истолковал событие, не допуская ошибок и искажений.

1. Составление схемы происшествия

Оформление ДТП начинается с того, что составляется схема происшествия, которая представляет собой нарисованный от руки чертёж, где отмечается:

  • место происшествия с указанием улиц и основных ориентиров;
  • расположение знаков, разметки, светофоров, регулирующих движение;
  • место встречи машин с указанием расстояний от местных ориентиров и их расположение после столкновения.Измерения должны проводиться не шагами, а с помощью рулетки или других измерительных средств. С составленной схемой должны ознакомиться участники ДТП под роспись. Инспектор ДПС обязан внести в схему все изменения и дополнения, которые отмечены участниками аварии. Ставя свою подпись под схемой, обе стороны происшествия признают правильность её составления.

: Оформление ДТП по новым правилам

Если инспектор игнорирует обоснованные замечания одной из сторон столкновения, то это является основанием для обжалования его решения. Кроме участников аварии схема подписывается также двумя понятыми. После этого проезжая часть улицы освобождается для свободного движения транспорта.

2. Выяснение причин ДТП

Следующий этап – письменное изложение причин произошедшего столкновения сторонами конфликта и свидетелями инцидента. Для водителей столкнувшихся машин важно грамотное и логическое объяснение своих действий, основанных на положениях ПДД. Это позволит в какой-то мере убедить инспектора в правильности своей версии произошедшего и уменьшить долю ответственности за случившееся событие.

3. Оформление протокола о ДТП

Оформление протокола происшествия и справок о ДТП, экземпляры которых предоставляются обоим водителям столкнувшихся машин. В справках должны быть указаны все видимые повреждения, полученные автомобилями в результате случившейся аварии.

На основе этой справки будет определяться страховая сумма компенсации, выделяемая страховой компанией на восстановление автомобиля, поэтому важно не упустить какие-то дефекты незаметные с первого взгляда, однако нельзя приписывать сюда старые неисправности.

4. Вынесение постановления о ДТП

Венцом расследования и оформления аварии является вынесение постановления о нарушении ПДД, где определяются виновник происшествия и потерпевший, мера ответственности на основании статей КоАП.

Нередко встречаются случаи, когда оба водителя становятся виновниками столкновения и в отношении каждого из них определяется своя мера ответственности.

Решение, выносимое инспектором в постановлении, должно основываться на конкретных пунктах ПДД, которые были нарушены виновником происшествия, и подтверждаться конкретными фактическими данными и признаками.

Если водитель, который определён в постановлении и протоколе в качестве виновника ДТП, не согласен с решением инспектора ДПС в части установления вины или меры ответственности, он имеет право обжаловать его действия в установленном порядке в десятидневный срок с момента получения постановления. Для этого он должен записать свое несогласие с постановлением в протоколе о ДТП, обосновывая свои претензии существенными доводами и положениями нормативных документов.

Составление протокола при дтп

За нарушение большинства пунктов ПДД законом предусмотрено наказание в виде административного штрафа. Он должен выплачиваться не в руки инспектора, а в казну через отделение Сбербанка.

Единая база данных, в которую заносятся все назначенные административные штрафы, позволяют оперативно отслеживать их уплату и выявлять неплательщиков, в отношении которых применяются дополнительные удвоенные штрафы и меры принудительного взыскания.

Следует помнить, что выплата штрафа погашает только факт нарушения Правил, но не освобождает от долга перед пострадавшей стороной по возмещению причинённого ущерба.

Более строгие виды наказания, такие как лишение прав, административный арест, конфискация транспортного средства, предусмотренные статьями КоАП за нарушение соответствующих пунктов ПДД, имеет право назначать только суд, куда отправляются все материалы дела в случаях, подпадающих под такие нарушения.

На заседание суда участники инцидента вызываются судебной повесткой. Срок рассмотрения дела в суде не должен превышать трёх месяцев.

Если инспектор по каким-то причинам не может на месте определить истинного виновника ДТП, то он отправляет все материалы дела в то отделение ГИБДД, где производится дознание. В отделение формируется группа разбора ДТП,  на которую в назначенное время приглашаются все участники аварии.

Время проведения группы разбора, как правило, назначает инспектор на месте ДТП.Чаще всего время  выдав участникам происшествия предписания с указанием даты, времени и адреса прибытия в отделение для ознакомления с решением. При этом срок рассмотрения дела в ГИБДД не должен превышать 15 дней.

Порядок оформления ДТП при отчётном происшествии

Если в результате ДТП имеются жертвы или нанесён ущерб здоровью людей, то место аварии приезжает опергруппа, состоящая из инспектора ГИБДД, специалиста по криминалистике и розыску, следователя. Оперативная группа проводит осмотр места аварии и готовит следующие документы:

  • протоколы результатов осмотра места происшествия и состояния автомобилей участников аврии;
  • схему ДТП;
  • объяснительные записки участников ДТП и свидетелей аварии;
  • справку о ДТП;
  • акт тестирования водителей на употребление алкоголя и наркотических веществ.

В дальнейшем собранные материалы дела передаются дознавателю ГИБДД, который анализирует присутствие признаков преступления в действиях виновника ДТП и по их результатам выносит решение о квалификации дела как административного или уголовного.

В первом случае происходит оформление инцидента, как административного нарушения с вынесением постановления о привлечении к ответственности по определённой статье КоАП.

Во втором — дело передаётся органам прокуратуры или следственным органам для проведения уголовно-процессуальных действий в соответствии со ст. 264 УК РФ.

Решение об открытии уголовного производства принимает прокурор или начальник следственного отдела. Известно, что не все заведённые уголовные дела доходят до суда.

При отсутствии человеческих жертв и примирении сторон с выплатой морального и материального ущерба потерпевшим следователь может прекратить открытое уголовное дело в процессе расследования.

Такое же решение может вынести и судья в ходе судебного разбирательства, если потерпевший подаст ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении виновника ДТП.

Привлечение к административной ответственности автоматически отменяет уголовную ответственность и наоборот. Границу между ними определяет тяжесть понесённых пострадавшим телесных повреждений, которая по уголовному законодательству подразделяется на лёгкую, среднюю и тяжёлую степень. При наличии тяжкой степени телесных повреждений наступает уголовная ответственность.

Осмотр полученных потерпевшей стороной телесных повреждений производится судмедэкспертом, который и определяет степень их тяжести и указывает её в своём заключении.

Заключение судмедэкспертизы обязательно должно быть приложено к уголовному делу.

Любая ответственность действительна только после вынесения соответствующего постановления ГИБДД или решения суда и начинает действовать после окончания 10-дневного срока на их обжалование.

Сроки расследования ДТП с пострадавшими и без них

С даты вынесения определения на расследование ДТП отводится, как правило, 1 месяц. Но в некоторых случаях время для проведения расследования может увеличиваться. Если авария произошло без пострадавших, то сроки расследования могут продлить еще на 1 месяц.

Следовательно, общее время расследования будет 2 месяца с момента вынесения определения ДТП.

Если в инциденте пострадали люди с причинением вреда средней и тяжелой степени, то срок расследования могут продлеваться до 6 месяцев для установления вреда здоровью пострадавших в ДТП.

Если время расследования увеличивается, то следователем подписывается акт на продление, в котором указывается:

  • причины продления;
  • фамилия и должность лица, продлившего расследования;
  • время и место;
  • пишется  дата, до которой продлевается разбирательство;
  • подпись руководителя подразделения.

Копия этого документа рассылается всем участникам аварии. До момента завершения расследования страховые выплаты на выплачиваются.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/poryadok-oformleniya-i-rassledovaniya-dtp/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.