Путеводитель по гос. услугам для юридических лиц

 КонсультантПлюс, 26.06.2013

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОСУСЛУГАМ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПОЛУЧЕНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ЕГРЮЛ

 

1. Получение выписки из ЕГРЮЛ. Общая информация

1.1. Нормативное регулирование

1.2. Случаи, в которых необходимо получение выписки из ЕГРЮЛ

1.3. Сведения, которые могут быть получены из ЕГРЮЛ, и лица, которые могут получить выписку

1.4. Орган, выдающий выписку из ЕГРЮЛ, и срок действия выписки

2. Порядок получения выписки из ЕГРЮЛ

2.1. Составление запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ

2.2. Оплата выписки из ЕГРЮЛ

2.3. Представление запроса о выдаче выписки из ЕГРЮЛ в налоговый орган

2.4. Получение выписки из ЕГРЮЛ

 

1. ПОЛУЧЕНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ЕГРЮЛ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

1.1. Нормативное регулирование

1.2. Случаи, в которых необходимо получение выписки из ЕГРЮЛ

1.3. Сведения, которые могут быть получены из ЕГРЮЛ, и лица, которые могут получить выписку

1.4. Орган, выдающий выписку из ЕГРЮЛ, и срок действия выписки

 

1.1. Нормативное регулирование

 

Порядок получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) регулируется:

- ст. ст. 6 и 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации);

- Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438) (далее - Правила);

- Порядком работы по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки (в электронном виде или на бумажном носителе) на основании запроса, поступившего в электронном виде через сеть Интернет (утв. Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-6/460@) (далее - Порядок работы).

 

1.2. Случаи, в которых необходимо получение выписки из ЕГРЮЛ

 

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, могут предоставляться в том числе в виде выписок (п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации, п. 20 Правил). Из содержания п. п. 22 и 23 Правил следует, что получить такую выписку могут, в частности, организация в отношении себя, а также любые физические и юридические лица - в отношении других юридических лиц.

 

Случаи, в которых организации необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ о себе

В качестве необходимого документа (входящего в комплект прочих документов) организации обязаны представлять выписку из ЕГРЮЛ, в частности, в следующих случаях:

- подачи искового заявления в арбитражный суд (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ);

- подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе для заключения государственного или муниципального контракта (пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 25, пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");

- подачи заявки на участие в торгах при продаже предприятия должника (абз. 9 п. 11 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");

- направления ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в состав земель другой категории (п. 2 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую");

- подачи заявления о получении разрешения на право организации рынка (п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации");

- подтверждения полномочий лица, отчуждающего долю в складочном капитале хозяйственного партнерства, на распоряжение этой долей (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах");

- подачи документов для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении продукции отечественного производства (п. 10 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утв. Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224).

Выписка из ЕГРЮЛ входит в число документов, которые организация вправе (но не обязана) подавать при обращении в госорганы за предоставлением ряда государственных услуг (например, при регистрации СМИ; получении государственной аккредитации организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий; внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров).

На практике выписка из ЕГРЮЛ также может потребоваться, в частности, при:

- открытии организацией расчетного счета в банке;

- заключении любых договоров, если контрагент по сделке попросит организацию представить выписку из ЕГРЮЛ;

- обращении к нотариусу для совершения нотариальных действий в отношении юридического лица;

- в иных случаях, когда требуется подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица (выписка из ЕГРЮЛ может использоваться для этого в совокупности с иными документами. См. подробнее Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества, а также Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью).

 

Случаи, в которых необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ об иной организации

Выписка из ЕГРЮЛ в отношении организации-ответчика должна быть приложена истцом к заявлению при подаче его в арбитражный суд (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Также к случаям, в которых необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ об иной организации, относится нотариальное удостоверение сделки по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО (п. 13 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

На практике наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении конкретной организации может потребоваться, например:

- для подтверждения организацией в спорах с налоговыми органами того, что в выборе контрагентов она проявила должную осмотрительность.

Минфин России указывает, что проверка налогоплательщиком факта занесения сведений о другой стороне по договору в ЕГРЮЛ свидетельствует о его осмотрительности и осторожности в выборе контрагента (письмо от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177). Судебная практика в основном поддерживает данный подход. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09 указано, что о проявлении должной осмотрительности налогоплательщика свидетельствует, в частности, получение им при заключении договора выписки из ЕГРЮЛ о контрагенте (также см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС, Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль);

- при заключении различных договоров для идентификации организации - контрагента;

- для признания организацией в расходах по налогу на прибыль безнадежного долга в связи с ликвидацией должника (см. Практическое пособие по налогу на прибыль);

- при подтверждении соответствия организаций - сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ, выписка из ЕГРЮЛ может являться одним из подтверждающих документов (письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-10/19, от 21.12.2011 N 03-03-10/120, от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831, ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@).

 

Помимо получения сведений из ЕГРЮЛ в виде выписки, организации и физические лица могут получить данные сведения путем доступа к ним в электронном виде. См. об этом Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение доступа к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде.

 

1.3. Сведения, которые могут быть получены из ЕГРЮЛ, и лица, которые могут получить выписку

 

ЕГРЮЛ содержит сведения (записи), в частности, о (п. 4 Правил):

- государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц;

- прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО;

- государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;

- изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Законом о госрегистрации.

Полный перечень сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, приведен в п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Эти сведения являются открытыми и общедоступными (за исключением ряда сведений, доступ к которым ограничен) (п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации). Следовательно, получить их в виде выписки из ЕГРЮЛ может любое заинтересованное лицо - организации и физические лица, а также органы государственной власти и иные госорганы, органы государственных внебюджетных фондов и органы местного самоуправления.

 

Сведения, доступ к которым ограничен

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица (по общему правилу это паспорт), - номер, дата выдачи и выдавший орган - могут быть предоставлены исключительно госорганам, судам и органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Следовательно, паспортные данные физических лиц (например, лица, имеющего право действовать без доверенности от имени организации - пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации) в выдаваемых выписках содержаться не могут. Такое ограничение должно действовать и в том случае, когда организация запрашивает выписку из ЕГРЮЛ о себе (однако на практике налоговые органы выдают организациям выписки из ЕГРЮЛ о них с указанием данных сведений). В то же время оно не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации). Таким образом, получить информацию о паспортных данных можно путем запроса копии учредительных документов - при условии, что эти данные содержатся в учредительных документах организации.

Дополнительная информация о наличии в ЕГРЮЛ сведений о банковских счетах юридического лица, а также сведений о стоимости чистых активов акционерного общества и возможности их предоставления

Ранее в ЕГРЮЛ содержались сведения о банковских счетах организаций (пп. "с" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации). Однако доступ к этой информации был ограничен (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации). С 1 января 2011 г. такие сведения были исключены из числа данных, содержащихся в госреестрах (пп. "с" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации утратил силу), поэтому в выписке из ЕГРЮЛ они в любом случае отражаться не могут.

С 1 января 2012 г. утратил силу пп. "ф" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, согласно которому в ЕГРЮЛ содержались сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на дату окончания последнего завершенного отчетного периода. Поэтому с 1 января 2012 г. данные сведения также не должны отражаться в выдаваемой выписке из ЕГРЮЛ.

 

Дополнительная информация об объеме сведений, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ, которую может получить временный управляющий

Несмотря на то, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона сведения из госреестров, содержащие паспортные данные физлиц, могут быть предоставлены исключительно госорганам, судам и органам государственных внебюджетных фондов, в судебной практике сложилась позиция, согласно которой временный управляющий организации вправе затребовать от налоговых органов полную выписку из ЕГРЮЛ об этой организации, содержащую в том числе паспортные данные физических лиц.

Это обосновано тем, что указанные сведения являются информацией, в отсутствие которой временный управляющий не может надлежащим образом исполнять предусмотренные законодательством обязанности и предпринимать необходимые меры в рамках процедуры банкротства должника (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2010 N А70-9290/2009, от 01.09.2010 N А70-13989/2009 (Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18047/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

 

1.4. Орган, выдающий выписку из ЕГРЮЛ, и срок действия выписки

 

Орган, выдающий выписку

ЕГРЮЛ ведут регистрирующие органы - ФНС России и ее территориальные подразделения (п. 3 Правил). Содержащиеся в реестре сведения предоставляются уполномоченными на предоставление таких сведений налоговыми органами (п. 1.1 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@). К ним относятся:

- налоговые инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, налоговые инспекции межрайонного уровня (п. 6.5 Положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня - Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 101н);

- налоговые инспекции, выполняющие функции Единых регистрационных центров (п. 1.1.5 Основных принципов организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах, утв. Приказом МНС РФ от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@);

- управления ФНС России по субъекту РФ (п. 6.5 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации - Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 101н).

Поскольку в вышеуказанных нормах не установлено, в каких случаях в какой орган должен подаваться запрос о получении выписки из ЕГРЮЛ в отношении конкретной организации, рекомендуем уточнить это в УФНС России по субъекту РФ, в котором находится запрашивающая сведения организация или физическое лицо, или в районной налоговой инспекции. Контактные данные управлений ФНС России по субъектам РФ и районных инспекций приводятся на сайтах УФНС России. Там же может быть размещена информация о том, в какую налоговую инспекцию следует обращаться за получением выписки. Адреса сайтов УФНС России по субъектам РФ приведены на сайте ФНС России (www.nalog.ru).

При этом для получения выписки в отношении иной организации не обязательно обращаться в налоговую инспекцию по месту нахождения этой организации. Запрос может быть подан и в налоговый орган, которому неподведомственна территория нахождения указанного юридического лица. Однако в таком случае при отсутствии запрашиваемых сведений в базе данных ЕГРЮЛ федерального уровня либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо налоговый орган выдаст справку об отсутствии запрашиваемой информации (п. 1.7 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@).

 

Срок действия выписки

Срок действия выписки из ЕГРЮЛ законодательно не установлен. В то же время к нему предъявляются определенные требования в ряде случаев, когда законодательно установлена обязанность предоставления выписки, а именно:

- при подаче искового заявления в арбитражный суд выписки об истце и ответчике должны быть получены не ранее чем за 30 дней до обращения истца в суд (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ);

- при подаче заявки на участие в конкурсе или аукционе для заключения государственного или муниципального контракта выписка должна быть получена не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте объявления о проведении конкурса (аукциона) (пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 25, пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");

- при нотариальном удостоверении сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО, выписка в ряде случаев должна быть получена не ранее чем за 10 дней до обращения к нотариусу, а в ряде других случаев - не ранее чем за 30 дней (п. 13 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Конкретный срок, не ранее которого должна быть получена выписка, следует уточнить в государственном органе, в который она будет представляться.

 

2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ВЫПИСКИ ИЗ ЕГРЮЛ

 

2.1. Составление запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ

2.2. Оплата выписки из ЕГРЮЛ

2.3. Представление запроса о выдаче выписки из ЕГРЮЛ в налоговый орган

2.4. Получение выписки из ЕГРЮЛ

 

2.1. Составление запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ

 

Согласно п. 20 Правил для получения выписки из ЕГРЮЛ необходимо подать запрос в соответствующий налоговый орган. Запрос составляется в произвольной форме, при этом в нем должны быть указаны конкретные сведения из ЕГРЮЛ, которые требуется представить, по перечню, приведенному в Приложении N 2 к Правилам.

На практике налоговые органы выдают выписки как по запросам, в которых данные сведения перечисляются (полностью или частично) в соответствии с указанным перечнем, так и по запросам, в которых указано, что в выписке о юридическом лице должны быть отражены все сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Также рекомендуем указать в запросе следующие данные:

- юридическое лицо, в отношении которого необходимо предоставить информацию.

Следует указать полное наименование юридического лица (согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ оно должно содержать указание на организационно-правовую форму). Также рекомендуем привести идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) этого юридического лица;

Ситуация из практики - необходимость указания в запросе ИНН и ОГРН организации

Обязанность указывать в запросе ИНН и ОГРН юридического лица, в отношении которого требуется выписка из ЕГРЮЛ, нормативно не установлена. О данном требовании также ничего не говорится в разъяснениях ФНС России. Однако на практике в ЕГРЮЛ могут оказаться записи о нескольких юридических лицах с одинаковым наименованием, включая организационно-правовую форму. В такой ситуации налоговый орган не сможет определить, о каком из этих лиц следует предоставить выписку, и выдаст вместо нее справку об отсутствии запрашиваемой информации (абз. 4 п. 20 Правил). Такие действия налоговых органов суды признают правомерными (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2009 N А42-5594/2008).

Поэтому в случаях, когда организация запрашивает выписку из ЕГРЮЛ о себе или об ином юридическом лице, ИНН и ОГРН которого известны, в запросе следует указать эти сведения. С помощью сайта ФНС России (www.nalog.ru) по наименованию организации и одному из известных реквизитов (ИНН или ОРГН) можно установить второй реквизит и привести их в запросе полностью.

Дополнительная информация о возможности получения выписки из ЕГРЮЛ в отношении ликвидированной организации

Организация или физическое лицо могут обратиться в налоговый орган с запросом о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ также и в отношении ликвидированного юридического лица. Пунктом 20 Правил, который определяет, в каком виде предоставляются содержащиеся в реестре сведения и документы, не установлено, что выписки в отношении недействующих юридических лиц выдаваться не должны. Сведения о ликвидированной организации продолжают оставаться в ЕГРЮЛ, и запрета на их выдачу не установлено. К таким выводам пришел Верховный Суд РФ (см. решение ВС РФ от 06.11.2009 N ГКПИ09-1373).

- количество требуемых экземпляров выписки.

По одному запросу о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ может быть выдано столько экземпляров выписки, сколько указано в запросе (п. 1.6 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@). Поэтому если требуется несколько экземпляров выписки, в запросе нужно указать точное их количество;

- срочность запроса.

Предоставление выписки из ЕГРЮЛ производится либо в обычный срок (не более 5 дней), либо в срочном порядке (не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса) (п. 21 Правил). Если требуется срочное предоставление выписки, рекомендуем указать это в запросе;

- способ предоставления выписки.

В запросе можно указать, каким способом (при личном обращении или по почте) заявитель хочет получить выписку из ЕГРЮЛ. Нормативно способ предоставления выписки не установлен. На практике, если иное не указано в запросе, в случае подачи запроса по почте налоговые органы высылают готовую выписку также по почте. Если запрос подается при личном обращении, выписка выдается на руки, и направляется заявителю по почте только в том случае, если она не была получена заявителем (уполномоченным им лицом) лично. Конкретный срок, в течение которого заявитель должен явиться за выпиской лично, рекомендуем уточнить в налоговом органе.

- данные лица, от имени которого составлен запрос.

Если запрос составляется от имени физического лица, в нем должны содержаться данные документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии) и сведения о месте жительства (это разъяснено на портале государственных услуг www.gosuslugi.ru).

Если запрос составляется от имени организации, рекомендуем указать ее полное наименование (с организационно-правовой формой) и следующие сведения: ОГРН, ИНН и КПП.

Обратите внимание!

Выписка из ЕГРЮЛ о самом юридическом лице, обратившемся за ее получением, предоставляется бесплатно (п. 22 Правил). В иных случаях за получение выписки с организаций и физических лиц взимается плата (п. 23 Правил). Поэтому, если организации требуется выписка из ЕГРЮЛ о себе, запрос следует составить от имени самой организации.

Запрос физического лица подписывается им самим или иным уполномоченным лицом, запрос организации подписывает ее руководитель. При этом следует указать Ф.И.О. подписавшего и его должность. Согласно разъяснениям МНС России (письмо от 13.10.2004 N 09-0-10/4058@) запрос от имени организации также может подписать иное лицо, правомочное по усмотрению организации подписывать соответствующие документы (например, представитель организации на основании доверенности). В таком случае запрос должен быть заверен печатью юридического лица (письмо МНС России от 13.10.2004 N 09-0-10/4058@).

Составление и подача в электронном виде через сеть Интернет запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ

Наряду с возможностью составить запрос на предоставление выписки из ЕГРЮЛ в бумажном виде и представить его непосредственно в налоговый орган существует возможность заполнить и отправить данный запрос в электронном виде через сеть Интернет. Она предусмотрена Порядком работы..., утв. Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-6/460@. Исходя из положений данного Порядка по запросу в электронной форме организация может получить выписку только в отношении самой себя. Это подтверждается также разъяснениями, размещенными на сайте ФНС России (www.nalog.ru).

Запрос (заявку) на предоставление выписки из ЕГРЮЛ может подать физическое лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации (абз. 3 Порядка работы). Такое лицо обязано иметь СКП - сертификат ключа подписи (сертификат CryptoPro), выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России (абз. 6 Порядка работы).

Подать заявку и получить информацию о ходе ее выполнения можно с помощью онлайн-сервиса на сайте ФНС России (www.nalog.ru) (абз. 7 Порядка работы).

При подаче заявки (запроса) через Интернет выписка из ЕГРЮЛ может быть предоставлена одним из следующих способов по выбору заявителя (п. 1 разд. I Порядка работы):

- в электронном виде по сети Интернет;

- на бумажном носителе в налоговом органе - при личном обращении туда заявителя;

- на бумажном носителе почтовым отправлением.

Ситуация из практики - возможные последствия при получении выписки из ЕГРЮЛ в электронном виде по сети Интернет

Если, подавая запрос в электронном виде, заявитель выбрал предоставление выписки в электронном виде, а не на бумажном носителе, он должен учесть, что государственные органы, в которые данная выписка будет подаваться в распечатанном варианте, могут ее не принять. Обычная выписка из ЕГРЮЛ, выдаваемая в бумажном виде, подписывается руководителем или иным должностным лицом налогового органа и скрепляется гербовой печатью (п. 2.3 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@). Распечатанный же вариант выписки, выдаваемой в электронном виде, не содержит оригиналов подписей сотрудников налоговых органов и оттиска печати. Поэтому у лиц, которым организация будет представлять такую выписку, могут возникнуть сомнения относительно ее достоверности. В связи с этим рекомендуем заранее узнать, можно ли для совершения конкретных действий или получения конкретных документов представить распечатанную выписку из ЕГРЮЛ, полученную в электронном виде, в том госоргане, в который она будет подаваться.

Выписка из ЕГРЮЛ, представленная регистрирующим органом в электронном виде с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации, может быть предъявлена истцом в арбитражный суд, причем также в электронном виде (абз. 7 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации").

Поскольку в электронном виде запрос может быть подан только организацией (от физического лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности) в отношении самой себя, такая выписка предоставляется бесплатно (пп. "б" п. 22 Правил). Представлять какие-либо дополнительные документы в таком случае также не требуется. О выдаче выписки по запросу, поданному в электронной форме, см. далее в разделе материала о получении выписки из ЕГРЮЛ.

 

2.2. Оплата выписки из ЕГРЮЛ

 

Выписка из ЕГРЮЛ предоставляется в зависимости от конкретного случая бесплатно или за плату (п. п. 22, 23 Правил).

 

Бесплатное предоставление выписки

Выписка бесплатно предоставляется организациям в случае их обращения за сведениями из ЕГРЮЛ о себе (пп. "б" п. 22 Правил), но только при ее получении в обычный срок (не более 5 дней со дня поступления запроса). За срочное (на следующий рабочий день) предоставление выписки всегда взимается плата (пп. "а" п. 23 Правил).

Ситуация из практики - повторное предоставление организации выписки из ЕГРЮЛ о ней

В соответствии с пп. "а" п. 23 Правил сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице предоставляются на платной основе при повторном обращении этого лица за выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ. На практике налоговые органы, основываясь на данной норме, могут отказать организации в бесплатном предоставлении выписки из ЕГРЮЛ, если ранее ей эта выписка уже выдавалась.

Однако повторное предоставление организации выписки из ЕГРЮЛ о себе также должно быть бесплатным. Обосновывается это следующим.

Внесение записи в ЕГРЮЛ подтверждается соответствующим документом (п. 7 Правил). Такими документами являются (п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439):

- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001;

- Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003;

- Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, по форме N Р57001.

Формы указанных свидетельств утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Выписка из ЕГРЮЛ не названа в п. 5 данного Постановления в качестве документа, подтверждающего факт внесения записи об организации в реестр. Это также подтверждается тем, что согласно п. 7 Правил регистрирующий орган после внесения записи в ЕГРЮЛ должен направить или выдать заявителю соответствующий документ, а также выписку из реестра. То есть документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ, и выписка из ЕГРЮЛ - это разные документы.

Следовательно, повторное получение выписки из ЕГРЮЛ не является случаем, предусмотренным пп. "а" п. 23 Правил, при котором предоставление сведений из реестра осуществляется за плату. Это подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2008 N Ф08-4331/2008 (Определением ВАС РФ от 03.12.2008 N 15519/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Ситуация из практики - предоставление организации нескольких экземпляров выписки о ней из ЕГРЮЛ и необходимости их оплаты

Выписка из ЕГРЮЛ в отношении конкретного юридического лица, в том числе та, которая предоставляется организации о ней самой, выдается в количестве экземпляров, указанном в запросе, с учетом размера платы за предоставление сведений, в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ сведения предоставляются за плату (п. 1.6 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@).

Предоставление организации выписки из ЕГРЮЛ о себе в обычном (не срочном) порядке всегда должно осуществляться на безвозмездной основе (см. информацию о повторной выдаче организации выписки из ЕГРЮЛ о себе). Следовательно, согласно позиции ФНС России, выраженной в п. 1.6 письма от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@, предоставление организации нескольких экземпляров выписки о ней также должно быть безвозмездным.

На практике налоговые органы могут отказать в бесплатной выдаче нескольких экземпляров выписки из ЕГРЮЛ, но организации вправе, основываясь на приведенных разъяснениях ФНС России, оспорить такой отказ.

Ситуация из практики - предоставляется ли выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице его учредителям бесплатно

В арбитражной практике есть пример судебного акта, в котором указано, что учредители юридического лица не вправе бесплатно получить выписку из ЕГРЮЛ об учрежденной ими организации (Постановление ФАС Поволжского округа от 07.06.2008 N А65-26619/07 (Определением ВАС РФ от 02.09.2008 N 10790/08 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Также выписки из ЕГРЮЛ предоставляются бесплатно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ (пп. "а" п. 22 Правил).

Ситуация из практики - бесплатное представление выписки из ЕГРЮЛ временному управляющему

К числу случаев бесплатной выдачи выписки из ЕГРЮЛ должно относиться также представление выписки временному управляющему в отношении юридического лица - должника.

В пп. "а" п. 22 Правил установлено, что выписки из ЕГРЮЛ должны представляться на бесплатной основе, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, также и иным лицам, определенным федеральными законами, в случаях и порядке, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 66 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" временный управляющий имеет право на бесплатное представление ему сведений о должнике органами государственной власти.

В этой связи сведения об организации-должнике в виде выписки из ЕГРЮЛ должны представляться налоговыми органами временному управляющему на бесплатной основе.

 

Предоставление выписки из ЕГРЮЛ на платной основе

За плату выписка из ЕГРЮЛ выдается в следующих случаях (п. 23 Правил):

- организации при получении выписки о себе в срочном порядке - 400 руб.;

- физическим лицам и организациям при получении выписки об иных организациях в обычном порядке - 200 руб., в срочном порядке - 400 руб.

Плата взимается за каждый предоставляемый документ (п. 23 Правил). Если выписка запрашивается в нескольких экземплярах, каждый экземпляр оплачивается отдельно (это следует из п. 1.6 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@).

 

Заполнение платежного документа и оплата предоставления выписки из ЕГРЮЛ

На практике выписка из ЕГРЮЛ оплачивается как безналичным способом, так и наличными денежными средствами через банк. В первом случае документом об оплате является платежное поручение, во втором - квитанция об оплате.

Реквизиты для заполнения платежных документов могут быть приведены на сайте УФНС России по субъекту РФ. Адреса сайтов управлений по субъектам РФ приведены на сайте ФНС России (www.nalog.ru). Реквизиты также можно уточнить в самом налоговом органе, выдающем выписки из ЕГРЮЛ.

В законодательстве не уточняется, должно ли предоставление выписки из ЕГРЮЛ быть оплачено тем же лицом, от имени которого подается запрос. МНС России ранее разъясняло, что если в графе "плательщик" платежного документа указано не то лицо, которое представило запрос, данный запрос не может быть отклонен или оставлен без рассмотрения по такому основанию (письмо от 13.10.2004 N 09-0-10/4058@). Следовательно, в качестве плательщика может выступить любое лицо, а не только то, которое подает запрос о получении выписки из ЕГРЮЛ.

 

2.3. Представление запроса о выдаче выписки из ЕГРЮЛ в налоговый орган

 

Для получения выписки из ЕГРЮЛ в соответствующий налоговый орган представляются (абз. 1 п. 20, абз. 1 п. 23 Правил):

1) запрос на предоставление выписки из ЕГРЮЛ;

2) документ, подтверждающий оплату предоставления выписки из ЕГРЮЛ (если выписка предоставляется на платной основе).

Представляться должен оригинал документа об оплате, а не его копия. В п. 23 Правил указывается на необходимость подачи самого документа об оплате, возможность предоставления копии платежного документа в данной норме не установлена.

На практике данные документы могут быть как непосредственно представлены в налоговый орган, так и отправлены по почте.

Обратите внимание!

Никакие иные документы, кроме запроса и документа об оплате, для получения выписки из ЕГРЮЛ организации подавать не должны. На это указывает и ФНС России: в письме от 12.12.2008 N ГИ-6-6/913 разъясняется, что действия регистрирующих (налоговых) органов, которые наряду с запросом требуют подавать дополнительные документы, подтверждающие предоставление юридическому лицу адреса (гарантийные письма собственников помещений, договоры аренды и др.), неправомерны.

На практике налоговые органы просят лицо, которое непосредственно обращается в налоговый орган с запросом о предоставлении выписки, предъявить документ, удостоверяющий личность. Если запрос составлен от имени организации, рекомендуем также подтвердить полномочия физического лица на совершение таких действий. Для этого вместе с удостоверяющим личность документом необходимо предъявить выданную юридическим лицом доверенность. Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность должна быть подписана руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и скреплена печатью.

О составлении и предоставлении организацией запроса в электронной форме о выдаче выписки из ЕГРЮЛ см. в разделе данного материала о составлении запроса.

 

2.4. Получение выписки из ЕГРЮЛ

 

В установленные сроки (не более 5 дней со дня получения обычного запроса или следующий рабочий день после получения срочного запроса) налоговый орган предоставляет заявителю один из следующих документов (п. п. 2 и 3 ст. 6 Закона о госрегистрации, п. п. 20, 21 Правил):

- выписку из ЕГРЮЛ.

Форма данной выписки приведена в Приложении N 5 к Правилам. При отсутствии в ЕГРЮЛ запрашиваемых сведений по какому-либо из показателей налоговый орган проставляет в соответствующей графе выписки слово "нет". Выписка выдается заявителю при личном обращении в налоговый орган или высылается ему по почте. Нормативно способ предоставления выписки не установлен. На практике, если иное не указано в запросе, в случае подачи запроса по почте налоговые органы высылают готовую выписку также по почте. Если запрос подается при личном обращении, выписка выдается на руки, и направляется заявителю по почте только в том случае, если она не была получена заявителем (уполномоченным им лицом) лично. Конкретный срок, в течение которого заявитель должен явиться за выпиской, рекомендуем уточнить в налоговом органе;

- справку об отсутствии запрашиваемой информации.

Такая справка выдается:

а) при отсутствии в ЕГРЮЛ сведений о конкретном юридическом лице;

б) если юридическое лицо находится вне территории, подведомственной этому органу, и при этом запрашиваемые сведения отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ федерального уровня (п. 1.7 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@);

в) при невозможности определить, в отношении какого именно юридического лица запрашиваются сведения.

При отсутствии запрашиваемой информации плата за выдачу сведений из ЕГРЮЛ заявителю не возвращается, так как плата взимается в том числе за предоставление указанных сведений в виде справки об отсутствии запрашиваемой информации (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2009 N А42-5594/2008).

 

Особенности получения выписки из ЕГРЮЛ при подаче запроса в электронной форме

При подаче запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ через сеть Интернет выписка может быть получена одним из следующих способов по выбору заявителя (п. 1 разд. I Порядка работы):

1) в электронном виде по сети Интернет.

В таком случае заявка на предоставление выписки из ЕГРЮЛ выполняется сразу же после ее регистрации. Выписка формируется в виде файла Excel, заявителю предоставляется ссылка для скачивания выписки по данной заявке. При нажатии на ссылку выписка открывается или сохраняется на компьютере заявителя. Выписка доступна для скачивания в течение 5 дней после регистрации заявки, по истечении этого срока ссылка становится недоступной. До того как срок истек, заявитель может считывать по данной ссылке сформированную выписку неограниченное количество раз (разд. III Порядка работы);

2) на бумажном носителе в налоговом органе.

Выписка предоставляется налоговым органом, в котором находится регистрационное дело юридического лица, сведения о котором запрошены. Она оформляется в установленном порядке и предоставляется уполномоченному лицу заявителя при его обращении в указанный налоговый орган (информация с сайта www.nalog.ru).

Заявителю при регистрации заявки сообщается срок, в который нужно обратиться за получением выписки. При обращении в налоговый орган заявитель должен сообщить номер заявки, направленной через Интернет (информация с сайта ФНС России www.nalog.ru). По истечении этого срока выписка не предоставляется (п. 4.4 разд. IV Порядка работы);

3) на бумажном носителе почтовым отправлением.

В срок, сообщенный заявителю при регистрации заявки, выписка направляется почтовым отправлением на адрес юридического лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ (информация с сайта www.nalog.ru). Этот срок составляет 5 рабочих дней с даты регистрации заявки. Если по техническим причинам выписка сформирована позже установленного срока и рассчитанная дата окажется более ранней, чем дата формирования выписки, либо совпадет с ней, к дате формирования выписки прибавляются два рабочих дня (абз. 2 п. 4.2 разд. IV Порядка работы).

 

Отказ в предоставлении выписки или ее непредставление в установленный срок

Отказ в предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (за исключением сведений, доступ к которым ограничен), не допускается (п. 4 ст. 6 Закона о госрегистрации).

Дополнительная информация о возможных действиях заявителя при отказе в выдаче выписки, при неправомерной выдаче справки об отсутствии запрашиваемой информации, а также при невыдаче выписки из ЕГРЮЛ в установленный срок

Если заявителю:

- было отказано в предоставлении выписки из ЕГРЮЛ;

- или вместо сведений о конкретном юридическом лице была выдана справка об отсутствии запрашиваемой информации (в том случае, когда запрашивающее лицо уверено, что в ЕГРЮЛ содержится такая информация - например, если организация подавала запрос в отношении самой себя),

- или выписка из ЕГРЮЛ не была выдана в установленный срок (5 дней с момента получения обычного запроса, следующий рабочий день - при срочном запросе),

соответствующее решение (действие, бездействие) можно обжаловать в судебном порядке.

В арбитражной практике есть пример судебного акта, которым признано незаконным бездействие налогового органа, на протяжении длительного времени не выдававшего организации выписку из ЕГРЮЛ. При этом ссылки инспекции на технические сложности, связанные с взаимодействием территориальных налоговых органов, судом приняты не были (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 N А42-2858/2006).

Обращаться следует в арбитражный суд (если выписка из ЕГРЮЛ запрашивалась юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) или в суд общей юрисдикции (если за выпиской обращалось физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем). Заявление при этом будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ или гл. 25 ГПК РФ соответственно. Обжаловать действие (бездействие) можно в течение 3 месяцев со дня, когда организации или физическому лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

Возможен и административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ). В ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться в досудебном (внесудебном) порядке. К ним относятся, в частности, нарушение срока предоставления госуслуги (п. 2 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами (п. 5 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами (п. 3 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), или отказ в приеме документов (п. 4 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ).

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу, а в случае, если обжалуется решение руководителя этого органа, - в вышестоящий орган (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ). Если запрос о выдаче выписки подавался в районную налоговую инспекцию, вышестоящим органом будет УФНС России по субъекту РФ. Если же запрос подавался в данное Управление, вышестоящим органом является ФНС России.

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840.

Нарушение сроков предоставления госуслуги либо ее непредоставление влечет за собой для должностного лица федерального органа исполнительной власти административную ответственность по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ (штраф в размере от 3000 до 5000 руб.), а требование им в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, - административную ответственность по ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ (штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.).

Информеры - курсы валют